«Основные сущностные черты учреждения культуры заключаются в его широком социальном назначении, которое(прежде всего) состоит в удовлетворении культурных интересов различных категорий населения в сфере свободного времени и формировании культурной среды»11. Учреждения культуры создаются па основе добровольного объединения государственных, общественных, частных, кооперативных, ведомственных учреждений культуры, спорта, народного образования, сферы информации, рекламы, обслуживания -и т.д. и имеют статус юридического лица. Их открытие осуществляется по территориальнопроизводственному принципу, путем объединения на договорной основе тех или иных социально-культурных, досуговых и близких по профилю формирований, сохраняющих статус самостоятельного юридического лица. Цель их создания интеграция родственных по своим задачам социально-культурных объектов, использование благоприятных условий для реализации творческого досугового потенциала входящих в него структурных единиц и формирований, организация совместных крупномасштабных региональных программ, разработка и реализация социально-культурных программ. Экономическую основу деятельности учреждений культуры составляет хозяйственный механизм, включающий использование бюджетныхи внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий, учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг, самоокупаемых коллективов, арендной платы и т.д. Структура учреждений культуры основана на взаимодействии профессионального или полупрофессионального труда специалистов в лице штатных менеджеров, педагогов, режиссеров с одной стороны, а с другой развивающей, творческий игровой,развлекательной, 11Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры. М.: МГУКИ, 2002, С.52. 64 |
В настоящее время деятельность культурно-досугового учреждения должна решать, прежде всего, социальные проблемы в регионе, предлагая новые модели образа жизни. Сфера досуга сегодня становится сосредоточением таких социальных проблем, которые общество не может решить в других сферах жизнедеятельности (наркомания, алкоголизм, преступность, проституция и др.). Конечно, это не означает, что досуговая деятельность в полной мере способна выполнить данный социальный заказ, но предложить альтернативные, социально-значимые досуговые программы клубная сфера обязана. Деятельность досуговых учреждений должна быть направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и творческих способностей молодого человека. Учреждения культуры придают совместной социально-культурной деятельности молодых людей качественную определенность, значимость, как для отдельной личности, так и для групп людей, для общества в целом. При этом происходит развитие социальной активности и творческого потенциала, формирования культурных запросов и потребностей, организация разнообразных форм досуга и отдыха, создания условий для духовного развития и наиболее полной реализации молодой личности в сфере досуга. В этом как раз и состоит предназначение учреждение культуры, как социально-культурного института. Основная функция, которого заключается в организованном объединении людей, для совместной деятельности по удовлетворению культурных потребностей человека и решению конкретных социально-культурных задач. К таким реально действующим, динамично развивающимся социально-культурным институтом относятся современные культурно-досуговые центры. Они являются важным звеном клубной структуры. Идея их создания возникла не случайно. Реальные процессы развития интересов и устремлений людей в сфере свободного времени требуют нового подхода к организации их культурно-досуговой деятельности, расширению ее содержательных и управленческих основ.Особо нужно отметить наличие трех главных параметров, которые являются основой создания центров досуга: собственно культурного, отражающего культурную ситуацию в регионе; социального, характеризующего состояние тенденции развития социальной сферы; чисто территориального, представляющего экономико-географические, этические и другие особенности данного региона. Практически каждый из этих параметров уже сам по себе служит основанием для поисков наиболее предпочтительной структуры социально-культурного центра, приоритетных направлений его деятельности. Социально-культурные центры – это одно или многопрофильные организации свободного, предпринимательского инициативного характера. «Основные сущностные черты такого центра, заключаются в его широком социальном назначении, которое (прежде всего) состоит в удовлетворении культурных интересов различных категорий населения в сфере свободного времени и формировании культурной среды».(21, с. 3) Культурные центры создаются на основе добровольного объединения государственных, общественных, частных, кооперативных, ведомственных учреждений культуры, спорта, народного образования, сферы информации, рекламы, обслуживания и т.д. и имеют статус юридического лица. Их открытие осуществляется по территориально-производственному принципу, путем объединения на договорной основе тех или иных социально-культурных, досуговых и близких по профилю формирований, сохраняющих статус самостоятельного юридического лица. Цель их создания – интеграция родственных по своим задачам социально-культурных объектов, использование благоприятных условий для реализации творческого досугового потенциала входящих в него структурных единиц и формирований, организация совместных крупномасштабных региональных мероприятий, разработка и реализация социально-культурных программ. Экономическую основу деятельности центров составляет хозяйственный механизм, включающих использование бюджетных и внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг, самоокупаемых коллективов, арендной платы и т.д. Структура культурного центра основана на взаимодействии профессионального или полупрофессионального труда организаторов в лице штатных социальных работников, педагогов, режиссеров с одной стороны, а с другой – развивающей, творческой игровой, развлекательной, оздоровительной деятельности всех участников: детей, подростков, молодежи, взрослых. Отдельно взятые социальные институты (клуб, библиотека, парк, музей, школа, кинотеатр и т.д.) перестают быть автономными источниками культуры для жителей региона, а становятся в рамках социально-культурного центра структурой обеспечивающей полноценное культурное обслуживание населения. В работе с молодежью досуговые центры открытого типа следуют принципам соревновательности, взаимного уважения, доверия и внимания участников друг к другу, индивидуального подхода и единства интересов личности и коллектива. Это то общее, что позволяет рассматривать культурный центр как особый социальный институт. Однако в каждом конкретном случае (как учреждение данного типа) он может проявляться в своей специфической форме, определяемой диапозоны предлагаемых культурных занятий. Нужно отметить следующее, что в зависимости от контингента людей, их сложившихся вкусов, традиций, предпочтений в сфере досуга культурного центра, могут быть преимущественно рекреативно развлекательного характера, спортивно-оздоровительного, ориентироваться на активные формы культурной деятельности населения (например, выступать как база деятельности различных любительских объединений) или сочетать в себе в равной степени все обозначенные виды. Такие центры создаются и функционируют в разнотипных микрорайонах больших городов, а также средних и малых. Принципиальным отличием современных культурных центров от функционирующих ранее домов и дворцов культуры (в связи с перспективными тенденциями в сфере досуга) является преимущественный акцент в их деятельности на групповые и индивидуальные формы работы с различными социально-демократическими группами населения, особенно с подростками, молодежью, людьми пенсионного возраста. Да и в самой идее социально-культурных центров открытого типа приоритеты безоговорочно отданы демократизму, самодеятельности и инициативе населения и общественному самоуправлению. В таких центрах должны максимально использовать большие и потенциальные возможности таких социальных институтов, как семья, трудовой или учебный коллектив, различные общественные организации и т.д. Отсюда следует, что сущность культурного центра «видится, прежде всего, как сконцентрированная в пространственном отношении культурно-досуговая деятельность социальной общности, связанной единством территории проживания».(22, с 98.) А так же следует учесть, что пространственные границы нужно понимать не только как стены одного здания. Такой центр может представляет Примером такого учреждения культуры является ООО «Культурный центр» города Переславля-Залесского Ярославской области, открывшийся в феврале 1989 года. Он был создан для более полного удовлетворения культурных и духовных запросов рабочих и служащих Компании «Славич» в сфере свободного времени, в целях формирования высокого эффективной среды культурного досуга. Исходя из классификаций и разновидностей современных культурных центров, можно сказать, что «Культурный центр» относится к многопрофильному культурно-досуговому центру. Культурный центр это новое современное здание включает в себя два прекрасных фойе, просторные кружковые комнаты, и несколько больших залов: зрительный на 500 мест, где демонтируются фильмы, проходят собрания и конференции работников Компании «Славич» и других организаций, проводятся все концертные, театрализованные, развлекательные мероприятия Культурного центра; диско-зал, где проводятся дискотеки для подростков и молодежи, большие игровые и конкурсные программы; банкетный зал – здесь проходят вечера отдыха, дни рождения, юбилеи, свадьбы; спортивный зал – проводятся занятия шейпингом и секция УШУ; большой танцевальный зал, где проводятся конкурсы бального танца, гостиные; так же культурный центр включает в себя музей трудовой и боевой славы, предприятия. Структура Культурного центра основана на взаимодействии полупрофессионального труда организаторов в лице штатных работников, педагогов, режиссеров с одной стороны, а с другой деятельности всех участников – и детей, подростков, молодежи и взрослых. До недавнего времени Культурный центр являлся структурным подразделением ОАО «Компании Славич» цехом № 36 , и находился на балансе компании, т.е. коммунальные услуги, заработную плату, и проведение основных мероприятий оплачивала «Компания». А с 1 января 1999 года Культурный центр стал обществом с ограниченной ответственностью, учредителем которого является ОАО ―Компания Славич‖. Общество имеет статус юридического лица, свой расчетный счет и печать. В штате работает 35 человек, 15 из которых – творческие работники. Экономическую основу деятельности центра составляет хозяйственный механизм, включающий использование внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий, учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг и арендной платы. Культурный центр предоставляет населению широкий выбор досуговых занятий: работает целый ряд различных кружков как детских, подростковых так и взрослых (Приложение № 1), проводятся самые разнообразные мероприятия: игровые программы, концерты, спектакли, дискотеки, вечера отдыха и др. |