Проверяемый текст
Дипломная работа [http://lib.tr200.net/v.php?id=92879&sp=1] / Рязань 2003
[стр. 75]

форм с ярко выраженной досуговой направленностью и механизмом общения: «семья дети», «семья семья», «дети дети», «дети — подростки — взрослые».
Здесь можно выделить различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей: Дни матери; Дни отца; Дни бабушек и дедушек; игровые семейные конкурсы-состязания; «Спортивная семья»; «Музыкальная семья»; «Семья-эрудит» и др.; конкурсы семейных, родительских газет; ярмарки-распродажи семейных поделок; читательские конференции типа «Круг семейного чтения» и
т.п.
На базе культурных центров функционируют инвариантные модели
молодежных и смешанных семейных клубов и любительских объединений, фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, этнографических экспедиций, семейных мастерских прикладного творчества.
Апробируется множество форм социальной, психологической реабилитации
молодежи, в первую очередь из неполноценных, трудных, малоимущих, молодых, многодетных семей: телефоны доверия, открытые телефоны, консультации психологов, врачей, педагогов, юристов, социальные гостиные, группы общения и клубы семейного воспитания и т.д.
В этих и других формах дети, подростки, взрослые постигают сложный, многогранный опыт социально-культурной деятельности, преодолевают внутренние конфликты, дефицит взаимного доверия в
семье и в социуме, обретают возможности для осуществления творческих замыслов.
Знание особенностей, функций и концепций формирования центров досуга необходимо для каждого социальногоработника, социального педагога, экономиста социально-культурной сферы, социолога, которые в одинаковой мере ответственны за разработку проектов и их реализацию.
Следовательно, в рассмотрении основных характеристик учреждения культуры надо отметить следующее: что их деятельность только тогда привлечет к себе молодых людей и вызовет у них стремление 75
[стр. 35]

сегодня становятся естественным и необходимым атрибутом социально-культурной сферы.
Несмотря на различия в содержании и подходах, разно профильные социальнокультурные центры выделяются общей для всех чертой – своей интегративной функцией в общественном воспитании детей и подростков.
На основе изучения окружающей Среды они способствуют социализации их досуга через укрепления и обогащение связей и отношений ребенка, подростка с семьей и обществом.
Именно в этом и состоит важная роль досуговых центров как посредников между социальной средой и микромиром личности.
Центры внедряют в практику с социуме множество альтернативных, традиционных и нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговой направленностью и механизмом общения: «семья – дети», «семья – семья», «дети – дети», «дети – подростки – взрослые».
Здесь можно выделить различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей: Дни матери; Дни отца; Дни бабушек и дедушек; игровые семейные конкурсы-состязания; «Спортивная семья»; «Музыкальная семья»; «Семья-эрудит» и др.; конкурсы семейных, родительских газет; ярмарки-распродажи семейных поделок; читательские конференции типа «Круг семейного чтения» и
т.д.
На базе культурных центров функционируют инвариантные модели
детских, подростковых и смешанных семейных клубов и любительских объединений, фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, этнографических экспедиций, семейных мастерских прикладного творчества.
Апробируется множество форм социальной, психологической реабилитации
детей, подростков, взрослых, в первую очередь из неполных, трудных, малоимущих, молодых, многодетных семей: телефоны доверия, открытые телефоны, консультации психологов, врачей, педагогов, юристов, социальные гостиные, группы общения и клубы семейного воспитания и т.д.
В этих и других формах дети, подростки, взрослые постигают сложный, многогранный опыт социально-культурной деятельности, преодолевают внутренние конфликты, дефицит взаимного доверия в
семьях и в социуме, обретают возможности для осуществления творческих замыслов.
Здесь уместно рассказать об опыте городского культурного центра «Смена» северовосточного округа города Москвы.
Сотрудники этого центра нашли свой выход из кризисной ситуации.
Создали единую перспективную программу действий, чтобы преодолеть инерцию мероприятий и малохудожественной самодеятельности.
Одной из первых была программа музыкально хореографической гостиной «Альбом Чайковского», ставшая по существу, синтезом всех муз (музыки, хореографии, поэзии, театра).
Все соответствующие клубные коллективы были задействованы в общий круг творчества.
Следующая программа посвящалась великим русским композиторам в органичной связи с великой русской поэзией: Свиридов-Пушкин, Свиридов-Есенин, Рахманинов, Скрябин, Серебряный век.
Открыли новые направления в работе, стала возможной организация службы социально-психологической помощи подросткам, разработали единые учебнотворческие программы занятий детей с ориентацией на познавательную доминанту, пришли и ветераны.
Постепенно все от 3-х до 70-ти лет – чувствовали себя в общем доме.
Директор этого Культурного центра Никифорова Е., считает, что именно высокие технологии сегодня крайне необходимы в гуманитарной сфере, и, конечно, в нашей

[стр.,39]

Программа салона: встреча гостей; знакомства и представления; обозначение темы ведущим; несколько взглядов на тему (выступление гостей); о чем говорят, о чем пишут (салонные новости); короткие интересные рассказы: из прошлого, настоящего, будущего; выступают гости салона (песни, танцы, стихи…); кофе, чай; слайды, любительские фильмы, записи, альбомы; внутри салонные обычаи: отмечать дни рождения, годовщины, юбилеи; внутри салонные развлечения: конкурсы, соревнования, игры; уход гостей (прощание, проводы).
Знание особенностей, функции и концепций формирования центров досуга необходимо для каждого социального работника, социального педагога, культурного, экономиста социально-культурной сферы, социолога, которые в одинаковой мере ответственны за разработку проектов и их реализацию.
Подводя итог в рассмотрении основных характеристик культурных центров, нужно отметить следующее: что их деятельность только тогда привлечет к себе молодых людей и вызовет у них стремление присутствовать на досуговых программах, когда они разнообразны и привлекательны.
Каждый современный культурно-досуговый центр должен стать для молодежи любимым местом отдыха и общения и местом резонного проведения своего досуга.
В современных культурных центрах основой содержания работы является самодеятельное культурно-творческое начало.
На региональном уровне, в рамках города, микрорайона предпринимаются попытки найти достаточно эффективные пути, которые смогут в той или иной степени приостановить процесс относительного спада культурно-творческой активности населения.
В региональных программах социально-культурного развития предусматривается совершенствования отдыха людей, развлечений, концертно-зрелищной и физкультурно-оздоровительной работы, решение социальных проблем (борьба с наркоманией, пьянством и т.д.).
Но все эти острые проблемы сегодняшнего времени не могут быть решены по отдельности.
Их решение невозможно без наличия целостной культурной среды.
Полноценная культурная, а в частности, культурно-досуговая среда необходима человеку в его повседневной деятельности.
Ведь культурно-досуговая среда как часть общей среды существования и более всего соприкасается с душевным и с духовным началом человека.
В культурно-досуговой среде происходит

[стр.,60]

а это движенье и здоровье, и разрядка, и сплоченность всей семьи, масс положительных эмоций.
Участвуют в этом состязании несколько семей и болеть приходят тоже семьями.
Такие мероприятия как воздух необходимы и взрослым и детям, это наилучший отдых, снятие стресса и усталости.
Родители, наблюдая за своими детьми, лучше узнают их в свободной раскованной обстановке, в общении со сверстниками и взрослыми.
Они видят, каков он в игре, как он относится к друзьям, как переживает неудачи и успехи друзей и свои.
А дети, радуются, наблюдая за тем, как мама прыгает через скакалку, папа поет песни, рассказывает стихи и т.д.
Можно еще много раскрыть положительных сторон семейных праздников, но важно отметить главное – внутрисемейные досуговые отношения активно воздействуют на создание благоприятного психологического климата в семье.
Ориентация на организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи.
Так же на базе современных культурно-досуговых центрах должны функционировать различные модели детских, подростковых и смешанных семейных клубов и любительских объединений, фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, семейных мастерских прикладного творчества.
Создание этих досуговых форм в Культурном центре еще только планируется.
Заслуживает внимания практика организации совместно с центром социального обслуживания «Надежда» форм социальной психологической реабилитации детей, подростков и взрослых, в первую очередь из неполных, трудных, малоимущих, многодетных семей.
Культурный центр очень часто дает концерты, проводит игровые и театрализованные программы для этих категорий населения в центре социального обслуживания.
Совместная деятельность организаторов досуга и социальных работников осуществляется уже в течении 5 лет.
Культурный центр и ЦСО «Надежда» очень тесно сотрудничают.
Распространение получают не только выездные мероприятия, проводимые в ЦСО, и благотворительные, которые Культурный центр организует непосредственно у себя (семейные праздники, музыкальные детские спектакли, интеллектуальные и развлекательные игровые программы, дискотеки и т.д.), а так же консультации психологов, юристов, врачей, педагогов, клубы семейного воспитания.
В этих и других формах дети и взрослые постигают сложный, многогранный опыт социально-культурной деятельности, преодолевают межличностные и внутренние конфликты, восполняют дефицит общения и взаимного доверия как в семьях, так и в центре, получают возможность для реализации своих творческих способностей.
Был проведен сравнительный анализ деятельности Культурного центра.
В таблице даны количественные показатели – число кружков, мероприятий для различных категорий населения, и качественные – число дипломов коллективов и участников за победы в тех или иных фестивалях и конкурсах.
Это число за последние годы увеличивается.
Таблица № 5 Анализ деятельности культурного центра Содержание деятельности ГОД 1998 2000 2002 Количество кружков и коллективов 19 20 21 Руководители коллективов 14 15 21

[Back]