Проверяемый текст
Кириллов, Владимир Вячеславович. Предприятие как товар в рыночной экономике (Диссертация 2008)
[стр. 109]

\ трансформации социальных структур, а вследствие духовной и интеллектуальной эволюции индивидов, данные структуры составляющие.
Основываясь на вышеприведенном анализе человеческого капитала, становится возможным выделить его отличительные особенности от «обычного» капитала.
Однако сначала определим свойства, благодаря которым капитал человеческий может становиться в один ряд с капиталом физическим.ь Прежде всего отметим, что для термина «капитал» в экономической4 теории характерна многозначность.
Для физиократов капиталом была земля.

Классики политической экономии обычно рассматривали эту категорию как средство производства.
Так, для А.Смита и Д.Рикардо капитал представлял собой все средства производства (накопленный и овеществленный труд).
Такую же классическую трактовку разделяет и ряд известных экономистов XX в.
Например, по мнению П.Самуэльсона и У.Нордхауса, «капитал состоит из благ длительного пользования, созданных экономикой для производства других товаров».

В «Современном экономическом словаре» капитал определяется
следующим образом: «в широком смысле это все, что способно приносить доход или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг.
В более узком смысле это вложенный в дело источник дохода в виде средств производства (физический капитал).

Опираясь на такую трактовку капитала как ценности, создающей определенные блага (новые ценности) и приносящей доход, следует отметить, что человек в условиях современного производства не просто может, но и должен рассматриваться как капитальный важнейший актив, как основная ценность, без которой практически невозможно
создание какого-либо жизненного блага.
Он же, являясь собственником капитала, имеет право на доход.
Также следует отметить определение понятия капитала К.Марксом, который указывает на особую характеристику капитала, заключающуюся в использовании наемного труда и эксплуатации капиталистом рабочего класса.
В трактовке К.Маркса капитал это не просто сумма материальных средств
109
[стр. 40]

становится необходимостью для полноценного удовлетворения потребностей человека.
Таким образом, творчество определяется как деятельность, характеризующаяся элементами самоорганизации, обусловленная нематериальными стремлениями человека и имеющая своей основой получаемое от нее удовлетворение, а своим результатом —развитие самой личности.
Это рациональная активность, порождаемая внутренними по отношению к личности ее субъекта факторами и стимулируемая к продолжению в ходе самой деятельности.
Тем не менее, эволюция форм человеческой деятельности отнюдь не означает отказ от труда как более общей категории, продуктивной деятельности человека вообще (в англоязычной терминологии —work) [52, с.
218].
Р.
Хейльбронер по этому поводу справедливо отмечает, что «представления о мире, в котором отсутствует труд (work), не следует интерпретировать таким образом, что это будет мир, в котором люди окажутся вольны не предпринимать никаких усилий вообще и напряженных усилий в частности, мир, в котором не будут личных достижений», и далее «...
мир без труда —это фантазия, причем опасная» [52, с.
214].
Следует отметить, что определить деятельность как труд (labour) или творчество может только сам ее субъект.
Преодоление труда (labour) совершается в первую очередь на социопсихологическом уровне.
Но поскольку процесс «принудительного» труда задает целый ряд фундаментальных экономических явлений и закономерностей, то оказывается, что сегодня преодоление экономических основ социума может быть осуществлено не через трансформации социальных структур, а вследствие духовной и интеллектуальной эволюции индивидов, данные структуры составляющие [52, с.
220].
Основываясь на вышеприведенном анализе человеческого капитала, становится возможным выделить его отличительные особенности от «обычного» капитала.
Однако сначала определим свойства, благодаря которым капитал человеческий может становиться в один ряд с капиталом физическим.
Прежде всего, отметим, что для термина «капитал» в экономической теории характерна многозначность.
Для физиократов капиталом была земля.

Клас40

[стр.,41]

сики политической экономии обычно рассматривали эту категорию как средство производства.
Так, для А.
Смита и Д.
Рикардо капитал представлял собой все средства производства (накопленный и овеществленный труд).
Такую же классическую трактовку разделяет и ряд известных экономистов XX в.
Например, по мнению П.
Самуэльсона и У.
Нордхауса, «капитал состоит из благ длительного пользования, созданных экономикой для производства других товаров»
[109, с.
784].
В «Современном экономическом словаре» капитал определяется
образом это все, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг.
В более узком смысле это вложенный в дело источник дохода в виде средств производства (физический капитал)»
[102, с.
141].
Опираясь на такую трактовку капитала как ценности, создающей определенные блага (новые ценности) и приносящей доход, следует отметить, что человек в условиях современного производства не просто может, но и должен рассматриваться как капитальный важнейший актив, как основная ценность, без которой практически невозможно
создания какого-либо жизненного блага.
Он же, являясь собственником капитала, имеет право на доход.
Также следует отметить определение понятия капитала К.
Марксом, который указывает на особую характеристику капитала, заключающуюся в использовании наемного труда и эксплуатации капиталистом рабочего класса.
В трактовке К.
Маркса капитал это не просто сумма материальных средств
производства.
Последние сами по себе столь же мало являются капиталом, как золото и серебро сами по себе —деньгами.
«Капитал —это не вещь, а определенное общественное, принадлежащее определенной формации общества производственное отношение, которое представлено в вещи и придает этой вещи специфический общественный характер» [84, с.
380-381].
В данном определении вышеприведенное понятие человеческого капитала радикально отличается от марксистского определения капитала.
Современное понятие человеческого капитала наоборот допускает и подчеркивает равноправные отношения между капиталистом и работником, фактическим собственником человеческого капи41

[Back]