Проверяемый текст
Кириллов, Владимир Вячеславович. Предприятие как товар в рыночной экономике (Диссертация 2008)
[стр. 117]

лучает свое развитие на уровне предприятия.
С другой стороны, предприятия, имея главным источником своего развития творческий потенциал своих сотрудников, являются одновременно важнейшим инструментом формирования работников интеллектуального труда и других высококвалифицированных кадров.

Инкорпорируя в себя новых работников, они осуществляют непрерывное их образование, заранее мотивируя на достижение самореализации.
Предприятия, совершенствуя свою внутреннюю структуру, не только повышают тем самым результативность собственной деятельности, но и становятся источниками образования и развития новых производственных форм, которые, нередко выходя за рамки компании, придают общественному производству дополнительный
динамизм и не только обеспечивают возрастающую продуктивность деятельность, но и формируют дополнительные потребности в творческих работниках.
Между тем, по поводу современных тенденций во взаимоотношениях между предпринимателями и работниками существует противоположная точка зрения.
Так, по мнению А.Бузгалина и А.Колганова, в современной экономике наблюдается подчинение творческой деятельности капиталу, которое проявляется в следующем.
Во-первых, монополизация капиталом «средств
производства» творческой деятельности.
По мнению авторов, в результате укрепления частной собственности на know-how и другие культурные ценности происходит своего рода «огораживание» капиталами культурных пространств, доступ к которым возможен для
работайка-творца только путем подчинения капиталу (устройства на работу в фирму с обязательством неразглашения ее тайн и т.д.).
Как следствие, во-вторых, возникает иррациональный по своему содержанию феномен собственности корпорации на результаты творческой деятельности создаваемые культурные ценности и новые способности работника-творца (что
закрепляется через распространение долгосрочных контрактов).
В-третьих, «производство» творческих личностей также монополизируется капиталом, контролирующим лучшие учебные
за117
[стр. 48]

собственников предприятия от работников, фактически превращая в объект собственности не условия производства, а сам его процесс.
В-третьих, с ускорением внутренней мотивации членов предприятия они воспринимают свою деятельность как подлинно свободную, что в значительной мере способствует преодолению эксплуатации как субъективного в своей основе феномена[52, с.
268-269].
Теоретическое переосмысление предприятия с точки зрения необходимости постоянного развития человеческого капитала способствует появлению такого понятия как «обучающаяся организация», которую Дж.
Бургойн и Т.
Бойделл определили как организацию, постоянно модернизирующуюся на основе непрерывного обучения всех ее членов.
Таким образом, понимание необходимости творческого самосовершенствования и стимулирование получает свое развитие на уровне предприятия.
С другой стороны, предприятия, имея главным источником своего развития творческий потенциал своих сотрудников, являются одновременно важнейшим инструментом формирования работников интеллектуального труда и других высококвалифицированных кадров.

Инкорi порируя в себя новых работников, они осуществляют непрерывное их образования, заранее мотивируя на достижение самореализации.
Предприятия, совершенствуя свою внутреннюю структуру, не только повышают тем самым результативность собственной деятельности, но и становятся источниками образования и развития новых производственных форм, которые, нередко выходя за рамки компании, придают общественному производству дополнительный
дивозрастающую формируют [52, с.
273].
Между тем, по поводу современных тенденций во взаимоотношениях между предпринимателями и работниками существует противоположная точка зрения.
Так, по мнению А.
Бузгалина и А.
Колганова, в современной экономике наблюдается подчинение творческой деятельности капиталу, которое проявляется в следующем.
Во-первых, монополизация капиталом «средств
производст48

[стр.,49]

4 ва» творческой деятельности.
По мнению авторов, в результате укрепления частной собственности на know-how и другие культурные ценности происходит своего рода «огораживание» капиталами культурных пространств, доступ к которым возможен для
работника-творца только путем подчинения капиталу (устройства на работу в фирму с обязательством неразглашения ее тайн т.д.).
Как следствие, во-вторых, возникает иррациональный по своему содержанию феномен собственности корпорации на результаты творческой деятельности — создаваемые культурные ценности и новые способности работника-творца (что
закрепляегся через распространение долгосрочных контрактов).
В третьих, «производство» творческих личностей также монополизируется капиталом, контролирующим лучшие учебные
заведения и центры переподготовки кадров (путем сращивания элитных вузов с крупнейшими корпорациями и превращения первых, таких, например, как Гарвард в США, в транснациональные корпорации).
Наконец, в-четвертых, современный капитал доводит до совершенства характерные для любых обществ эпохи отчуждения (от азиатской деспотии до мутантного социализма и корпоративного капитализма) механизмы подчинения интеллигенции господствующей социальной силе.
Даже свободное время работника, по мнению авторов, косвенно присваивается капиталом.
Оно во все большей степени превращается в достаточно жестко детерминированное капиталом время «досуга», организованное по жестким стандартам «общества потребления».
Тотальный рынок заполняет его системой форм массового систематического «шоппинга», потребления продуктов масс-культуры, организованного капиталом же воспроизводства способностей в системе образования и т.п.
Таким образом, подчинение труда капиталу открывает перед последним безграничные перспективы роста эксплуатации и извлечения прибавочной стоимости особого рода [18, с.
138].
Однако, мы не совсем согласны с такой трактовкой подавления творческой деятельности капиталом.
Как видно из представленных аргументов, точка зрения А.
Бузгалина и А.
Колганова, прежде всего, основывается на материалы4 ных стимулах работника.
Однако, необходимо понимать, что речь идет о соJ 49

[Back]