Проверяемый текст
Еникеева, Алсу Рашидовна. Этнокультурные традиции как средство патриотического воспитания подростков (Диссертация 2006)
[стр. 114]

114 мира может существовать лишь в большом историческом времени —она никогда не дается нам “здесь и теперь” в виде готовой и окончательной формулы.
Усилием самосознания она должна непрерывно реинтерпретироваться в контексте сегодняшних проблем, образуя тем самым единое ценностное и смысловое пространство прошлого, настоящего и будущего.
Живущие «здесь и теперь» должны стать “со-причастны” духовным поискам предшественников, которые обнаруживают в сегодняшнем социальнокультурном контексте огромную смысловую глубину и актуальность .
В этой связи возникает потребность в теоретическом обосновании условий
востребованности идентификационного потенциала отечественной культуры, в том числе и такого ее огромного пласта, каким является народная культура —сегодня она рассматривается как важнейший механизм трансляции и воспроизводства культурных ценностей, норм, идеалов и смысла человеческой жизни.
Пространством формирования личности на традициях этнокультурной педагогики,
реализации интеллектуальных, эмоциональных и творческих возможностей подрастающего поколения,
могут и должны стать учреждения дополнительного образования, и, прежде всего институты культурно-досуговой сферы.
1.5.
Культурная самобытность как феномен национального самосознания и ресурс идентичности Культурные традиции выступают базовым источником рефлексии общества, интенциональная направленность которой укладывается в границы патриотизма.
Эта тема имеет глубокие корни в истории отечественного социально-гуманитарного знания, в том числе и в культурологических концепциях отечественных мыслителей, которые связывали это направление научных поисков с такими фундаментальными понятиями как национальная идея, патриотизм, национализм.
Данная область
проблема1Максимально полно востребованы потенциалы отечественной гуманитарной культуры могут быть в системе гуманитарного образования, способного выполнить функцию «зеркала», в котором молодой человек должен увидеть, узнать и принять свою национально-культурную природу.
Вот почему важнейшая задача гуманитарного вуза создать социально-коммуникативную и духовную атмосферу, в которой человек сможет выстроить адекватный образ своего национально-культурного «Я», чтобы потом ощутить свое призвание и ответственность перед историей, главным делом своей жизни, настоящим и будущем своей страны, чтобы органично интегрироваться в профессиональное сообщество, в «мир» национальной культуры, в современную цивилизацию.
[стр. 53]

53 придерживаются подобного мнения).
Треть татар считает, что во вторую очередь республика представляет собой центр именно татарской культуры, религии, языка.
Еще четверть татарских респондентов придают этому определению первостепенное значение.
Мнение жителей Казани более поляризовано, чем мнение населения республики в целом: здесь респонденты-татары на 7% чаще соотносят Татарстан в первую очередь с центром татарской культуры, а русские в 4% случаев чаще считают, что Татарстан является, прежде всего, регионом России Кризис идентичности рождает весьма болезненные для подрастающего поколения проблемы личностного самоопределения, которые усиливаются на фоне той ситуации, в которой оказалась современная семья, не всегда способная качественно исполнять воспитательную функцию в силу недостаточного уровня общепедагогических знаний или сознательной позиции неучастия в воспитании ребенка.
Растет отчуждение между родителями и детьми.
Утрачены традиции народной педагогики.
Меняется отношение к профессии, труду, к браку, семье.
Существенно модифицированы мотивы получения образования.
Снижается уровень физической и психической культуры детей и молодежи, падают общие показатели здоровья общества, растет число девиантных форм поведения, деформирующих образ жизни в целом.
Отмечается криминализация досуга, который превращается в зону формирования молодежных субкультур с асоциальной и противоправной ориентацией.
Учреждения дополнительного образования, и институты культурнодосуговой сферы, могут и должны стать пространством формирования личности на традициях этнокультурной педагогики, реализации интеллектуальных, эмоциональных и творческих возможностей подрастающего поколения.
В этой связи возникает потребность в теоретическом обосновании условий
оптимизации воспитательного процесса в соответствии с объективными социально-культурными реалиями и учетом

[стр.,68]

68 1.3.
Социально-гуманитарный контекст содержания патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание, как стержневой компонент духовной жизни любого общества, имеет глубокие корни в истории социальногуманитарного знания, в том числе и в культурологических концепциях отечественных мыслителей, которые связывали это педагогическое направление с такими фундаментальными понятиями как национальная идея, патриотизм, национализм.
Данная область
проблематики всегда интересовала специалистов в области истории, философии, психологии, педагогики и иных наук.
Перечень их простирается от Платона, Аристотеля, Эпикура до В.О.Ключевского, Н.Я.Данилевского, Н.А.Бердяева и к таким исследователям этой проблемы второй половины XX века, как С.Н.Артановский, Е.И.Востоков, А.В.Иконников, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, Ю.М.Лотман, В.В.Мавродин, А.И.Новиков, Н.А.Печень, В.Т.Пуляев, Э.В.Соколов, А.К.Уледов, Е.А.Ямбург.
Говоря об опасности перерождения патриотического и национально ориентированного сознания в шовинизм, Г.П.Федотов в 1935 году писал, что национальная идея в России, проводимая под лозунгом патриотизма, обернулась потоком националистической стихии, в частности, изменяя коммунизму, Сталин становится к концу 30-х годов национал-социалистом в большей мере, чем сам Гитлер [230, с.58].
Н.Бердяев также отмечал, что в истории нашего самосознания были две внутренне противоположные, но внешне нередко сплетающиеся полосы: с одной стороны, национальный мессианизм, сознание великого призвания России, долга перед человечеством и миром, т.е.
осознание идеальной задачи (мы должны быть хороши и можем быть хороши); с другой первобытно-языческий национализм в форме апологии национального самодовольства и национальной корысти, грубого преклонения перед фактами действительности [27, с.185].
Но эти процессы не обязательно являются следствием воплощения национальной идеи скорее, наоборот, они являются результатом ухода от

[стр.,78]

78 обеспечить дифференцированный подход в соответствии с ее индивидуальными потенциалами.
В такой ситуации культурно-досуговые и образовательные учреждения, помимо решения воспитательных задач, должны ориентироваться на широкий спектр проблем, выходящих за границы традиционно понимаемого культурно-досугового и образовательного пространства, содействовать целостному развитию личности и обеспечению ее национально-культурной идентичности.
Учреждения дополнительного образования и культурно-досуговой сферы становятся пространством формирования личности на традициях этнокультурной педагогики, условием реализации интеллектуальных, эмоциональных и творческих возможностей подрастающего поколения.
6.
Оптимальной формой патриотического воспитания личности в сфере дополнительного образования являются самодеятельные творческие объединения, действующие на принципах самостоятельности, ориентированные на личностное развитие подростков, способные максимально полно учесть особенности ценностных ориентаций, ментальности и поведенческие стереотипы представителей различных этнических групп.
Рассматривая в качестве приоритета патриотическое воспитание, педагогический регулируемый процесс совместной деятельности должен способствовать духовному росту личности; развивать и готовить человека к выполнению им социальных функций и ролей; создавать условия для развития его самобытности и индивидуальности.
7.
Важнейшим объектом педагогического регулирования является культурно-этнографическая среда, выступающая оптимальной формой патриотического воспитания на материале народной культуры.
Насыщенная этнокультурным материалом, среда востребует потенциал фольклора как формы концентрации духовных ценностей народа, она создает условия целостного вхождения личности в этнонациональное и поликультурное пространство, выступает оптимальной формой живой коммуникации между

[Back]