Ф вывод о том, что “национальное самосознание России есть в то же время и воскрешение ее к духовной национальной жизни. Углубляясь в этот огромный духовный мир, мы поймем, как нелепы и даже кощунственны сусальные краски для описания его и фашистские приемы для овладения им”1. Вл.Соловьев подчеркивал, что “национальные различия должны пребыть до конца веков: народы должны оставаться на деле обособленными членами вселенского организма” . Формулируя национальную задачу России как задачу достойного существования "сообразно с высшей целью”, он отмечал национальную миссию России в воплощении идеи исторического универсализма и всеединства человечества. В.Короленко считал идею отечества одним из наивысших достижений на пути человечества к единству, которое будет достигнуто только объединением отечеств. Н.Бердяев утверждал, что Россия стоит перед “великой задачей —соединить национальное единство и культурное развитие”. Нация, как и личность, “должна себя охранять и укреплять не во имя свое, а во имя своего высшего назначения”3. Как на индивидуальном уровне каждый человек осознает себя единственным и неповторимым миром, так и на общенациональном, по мнению Ф.М.Достоевского, “всякий народ верит и должен верить, если только хочет быть долго жив, что в нем-то, и только в нем одном, и заключается спасение мира, что живет он на то, чтобы стоять во главе народов, приобщить их всех к себе воедино и вести их в согласованном хоре к окончательной цели, всем им предназначенной”. Именно эта вера возвышала все великие нации “до готовности ...иметь в свои сроки огромное мировое влияние на судьбы человечества”. Но прежде чем понять общечеловеческие интересы, необходимо “усвоить себе хорошо национальное, потому что после тщательного только изучения национальных интересов будешь в состоянии отличать и понимать чисто общечеловеческий интерес. ...Только тогда человечество и совершит полный цикл своего развития, когда каждый народ ...исполнит свою задачу”4. 117 4 1Федотов Г.П. Судьбы и грехи России. СПб., 1992. Т.2. С.63, 65 2Соловьев В.С. Русская идея. С.201. Бердяев Н.А. Русская идея. С.268. 4Достоевский Ф.М. Поли. Собр. соч.: В 30т. —Л., 1984. Т.20. —С.19. |
70 национального чувства в границах СССР и даже за его границами (т.е. у русских эмигрантов) “имеет свои аналогии лишь в тоталитарных империях. В нем живет и эрос страсти, и похоть вожделения, гордость своей мощью и боль унижения —весь тот болезненный комплекс, который на наших глазах привел Германию к явному безумию. Русский молодой национализм не принял еще клинических форм, но уже несет с собой огромные национальные опасности” [231, с.50]. Вл. Соловьев категорически осуждал национализм, представляющий для народа “то же, что эгоизм для индивида: дурной принцип, стремящийся изолировать отдельное существо превращением различия в разделение, а разделение в антагонизм» [204, с.192]. С другой стороны, негативно оценивался и противоположный мировоззренческий полюс интернационализм, который тот же Г.П.Федотов понимал как “сплав потерявших свой духовный облик народов”. Лишь национально ориентированное сознание философа позволило ему сделать вывод о том, что “национальное самосознание России есть в то же время и воскрешение ее к духовной национальной жизни. Углубляясь в этот огромный духовный мир, мы поймем, как нелепы и даже кощунственны сусальные краски для описания его и фашистские приемы для овладения им” [231, с.63-65]. Вл.Соловьев подчеркивал, что “национальные различия должны пребыть до конца веков: народы должны оставаться на деле обособленными членами вселенского организма” [204, с.201]. Формулируя национальную задачу России как задачу достойного существования "сообразно с высшей целью”, он отмечал национальную миссию России в воплощении идеи исторического универсализма и всеединства человечества. В.Короленко считал идею отечества одним из наивысших достижений на пути человечества к единству, которое будет достигнуто только объединением отечеств. Н.Бердяев утверждал, что Россия стоит перед “великой задачей 71 соединить национальное единство и культурное развитие”. Нация, как и личность, “должна себя охранять и укреплять не во имя свое, а во имя своего высшего назначения” [27, с. 268]. Как на индивидуальном уровне каждый человек осознает себя единственным и неповторимым миром, так и на общенациональном, по мнению Ф.М.Достоевского, “всякий народ верит и должен верить, если только хочет быть долго жив, что в нем-то, и только в нем одном, и заключается спасение мира, что живет он на то, чтобы стоять во главе народов, приобщить их всех к себе воедино и вести их в согласованном хоре к окончательной цели, всем им предназначенной”. Именно эта вера возвышала все великие нации “до готовности ...иметь в свои сроки огромное мировое влияние на судьбы человечества”. Но прежде чем понять общечеловеческие интересы, необходимо “усвоить себе хорошо национальное, потому что после тщательного только изучения национальных интересов будешь в состоянии отличать и понимать чисто общечеловеческий интерес. ...Только тогда человечество и совершит полный цикл своего развития, когда каждый народ ...исполнит свою задачу” [76, с. 19]. И.А.Ильин с развитостью национальной идеологии напрямую связывал условия реализации творческой природы человека, напряженность его духовной жизни. “Есть закон человеческой природы и культуры, —писал он, — в силу которого все великое может быть сказано человеком или народом только по-своему, и все гениальное родится именно в лоне национального опыта, уклада и духа. Денационализируясь, человек теряет доступ к глубочайшим колодцам духа и священным огням жизни. Ибо эти колодцы и эти огни всегда национальны: в них заложены и живут целые века всенародного труда, страдания, борьбы, созерцания, молитвы и мысли. Национальное обезличение есть великая беда и опасность: человек становится безродным изгоем, беспочвенным и бесплодным скитальцем по чужим духовным дорогам, обезличенным интернационалистом, а народ |