Проверяемый текст
Еникеева, Алсу Рашидовна. Этнокультурные традиции как средство патриотического воспитания подростков (Диссертация 2006)
[стр. 119]

России, опирающаяся на идейное воспитание и перевоспитание образованных людей и народных масс.
Мы зовем тех, чьи души потрясены пережитым национальным банкротством и мировым позором к обдумыванию и осуществлению этой программы».
И.А.Ильин с развитостью национальной идеологии напрямую связывал условия реализации творческой природы человека, напряженность его духовной жизни.
“Есть закон человеческой природы и культуры, писал он, —в силу которого все великое может быть сказано человеком или народом только по-своему, и все гениальное родится именно в лоне национального опыта, уклада и духа.
Денационализируясь, человек теряет доступ к глубочайшим колодцам духа и священным огням жизни.
Ибо эти колодцы и эти огни всегда национальны: в них заложены и живут целые века всенародного труда, страдания, борьбы, созерцания, молитвы и мысли.
Национальное обезличение есть великая беда и опасность: человек становится безродным изгоем, беспочвенным и бесплодным скитальцем по чужим духовным дорогам, обезличенным интернационалистом, а народ
превращается в исторический песок и мусор» .
Однако “истинным, морально и логически оправданным”, по мнению евразийцев, может быть признан только такой национализм, который базируется на самопознании и “исходит из самобытной национальной культуры или направлен к такой культуре”.
Характеризуя подлинную
нациоК » нальную идеологию, Н.С.Трубецкой предостерегал от возможных “подделок” под нее в форме ложного национализма, который может обнаруживать себя в трех видах.
Он может проявляться как стремление во что бы то ни стало получить государственную самостоятельность, быть признанным “большими народами» и “великими державами”.
Для такого национализма самобытность национальной культуры народа неважна —он хочет походить на “большой” народ, хочет быть “как другие”, но не “самим собой”.
В таком случае государственная самостоятельность без стремления к самобытной национальной культуре бессмысленна и аморальна, тем более, если во имя этой самоцели приносится в жертву национальная культура.
Ложным национализмом является воинствующий шовинизм, т.е.

1Ильин И.А.
За национальную Россию.
Манифест русского движения // Слово 1991 №7.
С.83.
[стр. 71]

71 соединить национальное единство и культурное развитие”.
Нация, как и личность, “должна себя охранять и укреплять не во имя свое, а во имя своего высшего назначения” [27, с.
268].
Как на индивидуальном уровне каждый человек осознает себя единственным и неповторимым миром, так и на общенациональном, по мнению Ф.М.Достоевского, “всякий народ верит и должен верить, если только хочет быть долго жив, что в нем-то, и только в нем одном, и заключается спасение мира, что живет он на то, чтобы стоять во главе народов, приобщить их всех к себе воедино и вести их в согласованном хоре к окончательной цели, всем им предназначенной”.
Именно эта вера возвышала все великие нации “до готовности ...иметь в свои сроки огромное мировое влияние на судьбы человечества”.
Но прежде чем понять общечеловеческие интересы, необходимо “усвоить себе хорошо национальное, потому что после тщательного только изучения национальных интересов будешь в состоянии отличать и понимать чисто общечеловеческий интерес.
...Только тогда человечество и совершит полный цикл своего развития, когда каждый народ ...исполнит свою задачу” [76, с.
19].
И.А.Ильин с развитостью национальной идеологии напрямую связывал условия реализации творческой природы человека, напряженность его духовной жизни.
“Есть закон человеческой природы и культуры, —писал он, — в силу которого все великое может быть сказано человеком или народом только по-своему, и все гениальное родится именно в лоне национального опыта, уклада и духа.
Денационализируясь, человек теряет доступ к глубочайшим колодцам духа и священным огням жизни.
Ибо эти колодцы и эти огни всегда национальны: в них заложены и живут целые века всенародного труда, страдания, борьбы, созерцания, молитвы и мысли.
Национальное обезличение есть великая беда и опасность: человек становится безродным изгоем, беспочвенным и бесплодным скитальцем по чужим духовным дорогам, обезличенным интернационалистом, а народ


[стр.,72]

72 превращается в исторический песок и мусор» [95, с.
83].
Однако “истинным, морально и логически оправданным”, по мнению евразийцев, может быть признан только такой национализм, который базируется на самопознании и “исходит из самобытной национальной культуры или направлен к такой культуре”.
Характеризуя подлинную
национальную идеологию, Н.С.Трубецкой предостерегал от возможных “подделок” под нее в форме ложного национализма, который может обнаруживать себя в трех видах [223, с.44].
Он может проявляться как стремление во что бы то ни стало получить государственную самостоятельность, быть признанным “большими народами» и “великими державами”.
Для такого национализма самобытность национальной культуры народа неважна он хочет походить на “большой” народ, хочет быть “как другие”, но не “самим собой”.
В таком случае государственная самостоятельность без стремления к самобытной национальной культуре бессмысленна и аморальна, тем более, если во имя этой самоцели приносится в жертву национальная культура.
Ложным национализмом является воинствующий шовинизм, т.е.

стремление распространить язык и культуру своего народа “на возможно большее число иноплеменников, искоренив в этих последних всякую национальную самобытность”.
Заблуждения идеологов агрессивного шовинизма заключаются, по мнению Н.С.Трубецкого, в игнорировании “соотносительности всякой данной культуры с определенным этническим субъектом”, в непонимании того факта, что самобытность национальной культуры ценна лишь постольку, поскольку она “гармонирует с психическим обликом ее создателей и носителей.
Как только культура переносится на народ с чуждым психическим укладом, весь смысл ее самобытности и сама оценка культуры меняется”.
Подлинное национальное самопознание делает немыслимым воинствующий шовинизм, основанный “на тщеславии и на отрицании равноценности народов и культур, на эгоцентрическом

[Back]