Глава 1. Культурно-антропологические аспекты проблемы идентичности в современном мире Общий вектор развития современной цивилизации отражает постепенное утверждение культурологической парадигмы бытия. На смену социально-ролевому способу организации человеческой жизнедеятельности (традиционному для индустриального общества и подчиняющему личность функциональным императивам общественных структур) пришел социально-культурный принцип бытия;, более адекватный самой природе че13 ловека и превращающий человека из «винтика» социальной машины, «деперсонализированного агента социально-институциональных действий» в субъекта социума и культуры, реализующего себя во. всей полноте собственной сущности. Можно сказать, что общество, несмотря на политические катастрофы и экономические трудности, сегодня постепенно переходит к антропоцентризму —принципу, утверждающему приоритет*'интересов, прав и свобод суверенной человеческой личности —органичного носителя своей национальной культуры-. Научный поиск все более поворачивается от обстоятельств к человеку в культуре. Многоуровневое видение человека дополняется стремлением к его целостному восприятию, которое в то же время парадоксально утверждает принципиальную разомкнутость, незавершенность человеческого образа. При этом антропологическая доминанта в контексте отечественной интеллектуальной традиции означает* включенность человека в мировой процесс, и потому она предполагает не столько знание о «человеке в себе», сколько один из инструментов философского осмысления значимости человека в мировом целом, смысла любых процессов и явлений в их «человеческом измерении». Все это обусловливает принципиально новый подход к оценке роли и места культуры в жизни государства, общества, личности. Утверждению культурно-антропологической методологии препятствует переживаемый современным обществом кризис идентичности, который переживает российская культура. Приведем один пример ситуации, характерной для многих регионов России. Изучение специфики национальной идентичности в РТ показало, что для половины опрошенных современный Татарстан в первую очередь ассоциируется с многонациональным домом для всех народов республики (такой позиции придерживаются 44% татар и 55% русских). Во вторую очередь Татарстан воспринимается русскими как регион России, часть ее истории и культуры 39% (для / |
3 Введение В XXI веке развитие и обогащение человеческого интеллекта, творческой энергии, духовно-нравственных сил становится мерой и основополагающим условием развития и воспроизводства социальной целостности. На смену социально-ролевому способу организации человеческой жизнедеятельности пришел социально-культурный принцип бытия, более адекватный самой природе человека и превращающий человека из «винтика» социальной машины в субъекта социума и культуры, реализующего себя во всей полноте собственной сущности. Можно сказать, что общество, несмотря на политические катастрофы и экономические трудности, сегодня постепенно переходит к антропоцентризму принципу, утверждающему приоритет интересов, прав и свобод суверенной человеческой личности органичного носителя своей национальной культуры. Научный поиск все более поворачивается от обстоятельств к человеку в культуре. Многоуровневое видение человека дополняется стремлением к его целостному восприятию, которое в то же время парадоксально утверждает принципиальную разомкнутость, незавершенность человеческого образа. При этом антропологическая доминанта означает включенность человека в мировой процесс, и потому она предполагает не столько знание о «человеке в себе», сколько один из инструментов философского осмысления значимости человека в мировом целом, смысла любых процессов и явлений в их «человеческом измерении». Все это обусловливает принципиально новый подход к оценке роли и места культуры в жизни государства, общества, личности. Не случайно в последнее время резко возрастает интерес к феномену традиционной культуры, что чрезвычайно актуально как в условиях трансформации российского общества, так и в контексте современных процессов экспансии идеологии глобализации, размывающей национальные культуры и препятствующей обретению целостной идентичности личности. Социально 52 функционирования социально-культурных институтов, к числу которых можно отнести: кризис системы духовного самовоспроизводства общества, деформацию традиционных каналов социализации и культурной преемственности, разрушение базовых духовно-нравственных основ социального бытия и традиционной ценностно-нормативной структуры, слабая ориентация педагогических практик на выращивание личности, их неспособность обеспечить дифференцированный подход в соответствии с ее индивидуальными потенциалами. Основным каналом и главным звеном реализации воспитательного потенциала народной педагогики в современной ситуации динамичных перемен становятся культурно-досуговые формы. Сегодня содержание деятельности культурно-досуговых и образовательных систем модифицируется и значительно усложняется. Помимо решения чисто воспитательных задач, они должны способствовать решению широкого спектра проблем, выходящих за границы традиционно понимаемого культурно-досугового и образовательного пространства. Важнейшей задачей учреждений этих важнейших сфер личностного становления является содействие целостному развитию личности и обеспечение национальнокультурной идентичности. Эти приоритеты получили особую актуальность в ситуации глобального кризиса идентичности, который переживает российская культура. Изучение специфики национальной идентичности в РТ в рамках проекта «Этнические ценности в средствах массовой информации и культурной жизни Татарстана: изменения в 1990-е годы» позволило сделать вывод, что для половины опрошенных современный Татарстан в первую очередь ассоциируется с многонациональным домом для всех народов республики (такой позиции придерживаются 44% татар и 55% русских). Во вторую очередь Татарстан воспринимается русскими как регион России, часть ее истории и культуры 39% (для сравнения: 25% татар |