130 ции художественной культуры. Функция национально—культурного самосознания. В произведениях народного творчества отражается и фиксируется национально-культурная самобытность. Народное творчество воспринимается самими народами как драгоценное для них выражение этнической специфики, духа народа. Разумеется, соотношение общечеловеческого и специфически этнического каждый раз обусловливается конкретными условиями развития этноса — степенью его консолидированности, характером его контактов с другими этносами, особенностями расселения, менталитетом народа и т.д. Общие, интернациональные закономерности, как правило, проявляются на уровне глубинных структур, а специфические национальные —на уровне поверхностных структур. Если обратиться, например, к сказкам или сюжетным эпическим песням, то их сюжеты в значительной степени международны, а их воплощения в реальных текстах варьируются в разных этнических и локальных традициях, приобретая определенные этнические черты —язык, интимно связанный с фольклором, реалии быта, верований, набор характерных мотивов, особенно образы героев и их поведение, природные условия, в которых развивается действие, характерные социальные отношения и т.д. И сказочная, и эпическая традиции создают как бы свой мир, не имеющий прямых аналогий в действительности. Мир этот измышлен коллективной фантазией, он представляет собой преобразованную действительность. Однако связь сказочной реальности и реальности подлинной существует и отражает не только общечеловеческое, но и особенности бытия и мировидения определенного народа. Педагогическая функция народного творчества. Социальнопедагогические ресурсы традиционной культуры определяются ее нерасчленённостью (синкретизмом), в силу чего направление воздействия произведений народного творчества на личность многосторонне: субъект получает эстетическую, этическую, социальную, историческую информацию. Проблема реализации педагогического потенциала народной художественной культуры хорошо исследована . В частности, в рамках этнопеПолифункциональность народной культуры обусловила особый интерес к данному феномену со стороны педагогики. В результате осмысления роли возникло целое направление, которое получило название «народная педагогика» . Одним из первых педагогов, обративших внимание на ценные стороны народного воспитания, был выдающийся славянский мыслитель-гуманист Ян Амос Каменский. Его педагогическая система явилась теоретическим обоснованием и |
82 современную жизнь определяют актуальность разработки целостного культурологического и социально-педагогического подхода к кругу явлений, объектов, процессов, связанных с народной культурой, реализацией ее педагогического потенциала, и, прежде всего, в системе патриотического воспитания подрастающего поколения. Для осмысления роли этнокультурных традиций в патриотическом воспитании детей и подростков важным является понятие «народная педагогика». По словам известного учёного-этнопедагога Г.Н.Волкова «воспитание возникло вместе с человечеством. Если представить себе историю происхождения и развития воспитания в виде толстого тома из тысячи страниц, то первое упоминание о школе встретится в нём только на 995 или 996 странице. Если в историко-педагогических исследованиях ограничить себя только грамотностью, школой, университетом, то это может привести к искажённому представлению о народной цивилизации ...Чтобы судить об уровне педагогических знаний народа, порою приходится идти от результатов воспитания к его истокам» [50, с.19-20]. Одним из первых педагогов, обративших внимание на ценные стороны народного воспитания, был выдающийся славянский мыслитель —гуманист Ян Амос Каменский. Его педагогическая система явилась теоретическим обоснованием и развитием народного воспитания. Каменский постоянно обращался к быту и укладу жизни народа, ссылался на положительные народные традиции. Теоретическое обоснование народного воспитания дал великий русский педагог К.Д.Ушинский. Его учебные книги «Родное слово» и «Детский мир» содержат богатый материал народного педагогического творчества, написаны с обширным использованием русского фольклора. Основательно изучив характер образования у народов Европы, Ушинский пришёл к выводу, что у каждого народа существует своя система воспитания. Основным ресурсом народной педагогики являются этнические |