131 дагогического направления сложилась концепция, вскрывающая смысл культурно-педагогического потенциала народа в формах художественного творчества (В.Ф. Афанасьев, Г.Г. Виноградов, Г.Н. Волков, М.Н. Мельников и др.)* Культурно—историческое направление трактовало национальное образование как форму ответа образовательных институтов на потребности и устремления нации, душевный и физический склад народа, институт приобщения детей к традициям и культурным преданиям. Принципами российской школы называют духовность, народность и научность, опирающиеся на воспитательный идеал народа: любовь к Родине, патриотизм, исполнение гражданских обязанностей (П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский и др.). Культуротворческое направление подчеркивало роль национального характера, веры и просвещения в воспитании школьников, в стимулировании самопознания, самопроявления личности средствами культурной среды (П.П. Блонский, А.А. Маслов, С.И. Миропольский, В.В. Лебедев, С.А. Рачинский, В.Н. Сорока—Росинский и др.). Гуманистическое направление было основано на народности, природосообразности, гуманизме и нравственности, которые в совокупности создавали условия для самопроизвольного развития ребенка без «насилия», воспитания «гражданина вселенной» средствами культурно-исторических традиций народа, языка, веры (К.Н. Вентцель, Л.Н. Толстой и др.). Культуроцентристская модель исповедовала принцип возрождения русской национальной школы, требовала включенности в образовательное пространство духовных святынь нации, доказывала необходимость широкого использования в содержании этнографического и исторического материала, произведений русской народной художесьвенной культуры (Т.И. Бакланова, А.Я.Данилюк, В.Н. Ганичев, И.Ф. Гончаров, В.Ш. Сабиров) . Функция оптимизации меоюкулътурного диалога. Воспитание личноразвитием народного воспитания. Каменский постоянно обращался к быту и укладу жизни народа, ссылается на положительные народные традиции. Теоретическое обоснование народного воспитания дал великий русский педагог К.Д.Ушинский. Его учебные книги «Родное слово» и «Детский мир» содержат богатый материал народного педагогического творчества, написаны с обширным использованием русского фольклора. Основательно изучив характер образования у народов Европы, Ушинский пришёл к выводу, что у каждого народа существует своя система воспитания. Кроме того можно назвать также модель воспитания, выстроенную на синкретичном соединении педагогических идеалов православия и народной педагогики, вбирающую в себя национальный идеал и российскую ментальность (Иоанн Златоуст, Илларион Киевский и др.). |
82 современную жизнь определяют актуальность разработки целостного культурологического и социально-педагогического подхода к кругу явлений, объектов, процессов, связанных с народной культурой, реализацией ее педагогического потенциала, и, прежде всего, в системе патриотического воспитания подрастающего поколения. Для осмысления роли этнокультурных традиций в патриотическом воспитании детей и подростков важным является понятие «народная педагогика». По словам известного учёного-этнопедагога Г.Н.Волкова «воспитание возникло вместе с человечеством. Если представить себе историю происхождения и развития воспитания в виде толстого тома из тысячи страниц, то первое упоминание о школе встретится в нём только на 995 или 996 странице. Если в историко-педагогических исследованиях ограничить себя только грамотностью, школой, университетом, то это может привести к искажённому представлению о народной цивилизации ...Чтобы судить об уровне педагогических знаний народа, порою приходится идти от результатов воспитания к его истокам» [50, с.19-20]. Одним из первых педагогов, обративших внимание на ценные стороны народного воспитания, был выдающийся славянский мыслитель —гуманист Ян Амос Каменский. Его педагогическая система явилась теоретическим обоснованием и развитием народного воспитания. Каменский постоянно обращался к быту и укладу жизни народа, ссылался на положительные народные традиции. Теоретическое обоснование народного воспитания дал великий русский педагог К.Д.Ушинский. Его учебные книги «Родное слово» и «Детский мир» содержат богатый материал народного педагогического творчества, написаны с обширным использованием русского фольклора. Основательно изучив характер образования у народов Европы, Ушинский пришёл к выводу, что у каждого народа существует своя система воспитания. Основным ресурсом народной педагогики являются этнические 85 бесценное богатство этнокультурного наследия. Воспитание чувств человека происходит в образной, художественной форме, поэтому исследователи большое внимание уделяют эстетическому воспитанию татарского народа [236, с.126]. Известным фактом является то, что, как правило, люди, имеющие сельские корни, воспитанные в атмосфере народной педагогики и не утратившие связь с традициями своих предков, особенно трепетно относятся к Родной земле. Важнейшей составляющей народной культуры является ее художественный пласт, детально изученный в исследованиях Т.И. Баклановой, А.С. Каргина, Л.И. Михайловой, Н.Т. Улгурташевой и др. В них авторы смогли выявить сущность, содержание и структуру данного феномена, понимая под художественной народной культурой исторически обусловленное, сложное и многогранное явление, отражающее важнейшие аспекты народной жизни. Педагогический потенциал этнохудожественной культуры обусловил обращение к данному феномену со стороны представителей различных наук. В рамках этнопедагогического направления сложилась концепция, вскрывающая смысл культурно-педагогического потенциала народа в формах художественного творчества (В.Ф. Афанасьев, Г.Г. Виноградов, Г.Н. Волков, М.Н. Мельников и др.). Культуротворческое направление подчеркивало роль национального характера, веры и просвещения в воспитании школьников, в стимулировании самопознания, самопроявления личности средствами культурной среды (П.П. Блонский, А.А. Маслов, С.И. Миропольский, В.В. Лебедев, С.А. Рачинский, В.Н. Сорока-Росинский и др.). Свободно-гуманистическое направление было основано на народности, природосообразности, гуманизме и нравственности, которые в совокупности создавали условия для самопроизвольного развития ребенка без «насилия», воспитания «гражданина вселенной» средствами культурно-исторических традиций народа, языка, веры (К.Н. Вентцель, Л.Н. 86 Толстой и др.). Культуроцентристская модель исповедовала принцип возрождения русской национальной школы, требовала включенности в образовательное пространство духовных святынь нации, доказывала необходимость широкого использования в содержании этнографического и исторического материала, произведений русской народной художественной культуры (Т.И. Бакланова, А.Я.Данилюк, В.Н. Ганичев, И.Ф. Гончаров, В.Ш. Сабиров и др.). Одним из уникальных источников сохранения самобытности народа, его духовно-культурных достижений является фольклор. Фольклор в широком смысле это вся народная традиционная духовная и отчасти материальная культура, а в узком устная крестьянская словесная художественная традиция. Фольклор — это совокупность структур, интегрированных словом, речью, вне зависимости от того, с какими несловесными элементами они связаны. Такое употребление термина определяется различными концепциями и трактовками связей предмета фольклористики с другими формами и слоями культуры, неодинаковой структурой культуры в разных странах в те десятилетия прошлого века, когда возникали этнография и фольклористика, различными темпами последующего развития, разным составом текстов, на который опиралась наука. В культурологии фольклор включает все виды народного искусства. В работах В.Е.Гусева фольклор определяется как народная художественная культура, объединяющая в себе всё многообразие видов народного творчества, устное поэтическое, музыкальное инструментальное и песенное искусство, а также танцы, обряды, театральные действа, прикладное изобразительное искусство [71, с.409]. А.С.Каргин определят фольклор как важнейший элемент, составляющий историю культуры, ее действующее лицо, отражающий, с одной стороны, крупнейшие события в жизни народа и государства, с другой |