134 стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентациях на определенные формы досуга, любительской художественно-творческой практики проявления народной культуры. Ее общая особенность —внепрофессиональный статус в сфере многослойной культуры, неспециализированный характер культурной деятельности, что не исключает высокого уровня мастерства, умения, знания, в основе чего лежит свободное владение традицией. Важное качество народной культуры ее традиционность, определяющая как ее ценностно—нормативное и смысловое содержание, так и социальные механизмы его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институционально-организационные формы. Исследователями выявлена детерминирующая роль народной культуры в становлении моделей этнического поведения, усваиваемых человеком в процессе взросления и принятия своей культурной роли (Ф. Боас, Р. Бенедикт); в формировании человеческой личности через бессознательные установки детства, реализуемые во взрослом возрасте (М. Мид); во влия-Л нии защитных механизмов культуры на становление «личностной структуры», делающей пребывание в ней комфортным и безопасным (3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, и др.); в становлении групповых и индивидуальных стереотипов (Д. Матсумото); в воспитании и социализации личности (А.Кардинер, И.С. Кон), в формировании специфического мировидения (Д.С.Лихачев, Ю.В.Степанов). Картина мира, в свою очередь, определяет стереотипы поведения того или иного этноса. Мировоззренческое пространство народной культуры создают язык, национальные традиции, ценности, религия, жизненный опыт, искусство, и прежде всего фольклор как важнейший пласт художественной культуры, объединяющий в себе всё многообразие видов народного творчества -4. устное поэтическое, музыкальное инструментальное и песенное искусство, танцы, обряды, театральные действа, прикладное изобразительное искусство. Этнокультурная среда есть «внегенетический механизм наследования социального опыта» (Ю.М Лотман), передающий духовные ценности, социальный опыт от одного поколения к другому, фиксирующий и сохраняющий язык нации, картину мира, свойственную тому или иному культурному сообществу, выполняющий функцию национально-культурной самоидентификации, способствующий индивидуальному самоопределе |
17 индивидуальных и групповых потребностей и интересов: нормирование и регуляция практики совместной жизнедеятельности, межличностных и групповых взаимодействий; обеспечение процессов познания окружающего мира, формирование представлений, верований, идей; накопление и обобщение социального опыта коллективной жизни, выработка критериев оценки полезности и значимости тех или иных явлений для человека и общества, построение иерархии ценностных ориентаций; формирование стандартов и образов социальной идентичности; воспроизводство сообщества как социальной целостности посредством межпоколенной трансляции социального опыта. Важнейшее свойство традиционной культуры это ее функционирование в качестве основания для самоидентификации общества и его членов, осознания коллективом и его субъектами своего группового и индивидуального Я, маркирования себя самобытными формами своей культуры. Формирование и функционирование феномена традиционной культуры в этническом сообществе или социальных группах и общностях разного типа связано с осознанием их принадлежности к народу, самоидентификацией с народными традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентациях на определенные формы досуга. Ее общая особенность —внепрофессиональный статус в сфере многослойной культуры, неспециализированный характер культурной деятельности, что не исключает высокого уровня мастерства, умения, знания, в основе чего лежит свободное владение традицией. Важное качество народной культуры —ее традиционность, определяющее как ее ценностно-нормативное и смысловое содержание, так и социальные механизмы его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институционально-организационные формы. Исследователями выявлена детерминирующая роль этнокультуры в 18 становлении моделей этнического поведения, усваиваемых человеком в > процессе взросления и принятия своей культурной роли (Ф. Боас, Р. Бенедикт); в формировании человеческой личности через бессознательные установки детства, реализуемые во взрослом возрасте (М. Мид); во влиянии защитных механизмов культуры на становление «личностной структуры», делающей пребывание в ней комфортным и безопасным (Э. Фромм, Э. Эриксон, и др.); в становлении групповых и индивидуальных стереотипов (Д. Матсумото); в воспитании и социализации личности (А.Кардинер, И.С. Кон), в формировании специфического мировидения (Д.С.Лихачев, Ю.В.Степанов). Картина мира, в свою очередь, определяет стереотипы поведения того или иного этноса. Мировоззренческое пространство культуры создают язык, национальные ценности, религия, жизненный опыт, искусство, и прежде всего фольклор как важнейший пласт художественной культуры, объединяющий в себе всё многообразие видов народного творчества —устное поэтическое, музыкальное инструментальное и песенное искусство, танцы, обряды, театральные действа, прикладное изобразительное искусство. Некоторые исследователи высказывают предположение, что при наличии многообразия этнонациональных культур и существовании определенного спектра националистических идеологий, связанных с трансформационными процессами в бывших советских «автономиях», сам характер целостности национальной идентичности в ее обращенности к прошлому является проблемой. В то же время, определенное единство динамики культурных и идентификационных процессов в разных регионах прослеживается, несмотря на существование этнорелигиозных различий. Это единство связано с характером культурно-политических перемен, далеко отстоящих во времени от сегодняшнего дня. Особая роль этнокультурных ценностей состоит в их способности сформировать историческое сознание личности, чувство патриотизма и любви к малой родине. Социально-культурный эффект патриотического 76 консолидации социума, регуляции совместной жизнедеятельности и межличностных взаимодействий. Этнокультура играет решающую функцию в становлении моделей этнического поведения, усваиваемых человеком в процессе взросления и принятия своей культурной роли, воспитании и социализации личности, формировании групповых и индивидуальных стереотипов, специфического для этнокультуры «образа мира». Мировоззренческое пространство культуры создают и отражают: язык, религия, национальные традиции, народное искусство, и, прежде всего, фольклор как важнейший пласт художественной культуры, объединяющий в себе всё многообразие видов народного творчества. 2. Педагогический потенциал народной культуры определяется ее способностью обеспечить познание окружающего мира, передать накопленный поколениями духовный опыт и ценностные ориентации, стандарты и нормы личностной идентичности. Этнокультурные традиции имеют значительный потенциал в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Погружение личности в мир народной культуры способно гармонизировать процессы формирования национально-культурной идентичности личности и развития межкультурной толерантности, являющейся важным элементом сознания современного человека. При этом патриотическое воспитание личности предстает как процесс становления трех ее сфер интеллектуально-практической, мотивационно-ценностной и нравственно-практической. 3. В то же время педагогические резервы этнокультурных традиций как средства патриотического воспитания подрастающего поколения используются не в полной мере. Решение проблемы реализации этнокультурных традиций региона как средства патриотического воспитания подростков осложняется: недостаточной теоретической разработанностью феномена патриотического воспитания в новом социально-культурном контексте; кадровой необеспеченностью образовательных и досуговых |