2.3. Фольклор как феномен народной культуры и ресурс этнокультурной идентичности Одним из уникальных источников сохранения самобытности народа, его духовно—культурных достижений является народное творчество — подлинный животворящий источник, питающий национальные традиции, нравственные устои и самосознание целых поколений. В образе народного творчества отражается жизнь народа, его трудовая деятельность, быт, уклад, представление о счастье и смысле жизни. Народность не есть высшая идея, которой мы должны служить, а есть «живая сила, природная и историческая, которая сама должна служить высшей идее и этим служениемЧ осмысливать и оправдывать свое существование» . Народное творчество фиксируется понятием фольклор , которое в широком смысле фиксирует всю народную традиционную крестьянскую духовная и отчасти материальную культуру, а в узком устную крестьянскую словесную художественную традицию . Фольклор —это совокупность структур, интегрированных словом, речью, вне зависимости от того, с какими несловесными элементами они связаны. Такое употребление термина определяется различными концепциями и трактовками связей предмета фольклористики с другими формами и слоями культуры, неодинаковой структурой культуры в разных странах в те десятилетия прошлого века, когда возникали этнография и фольклористика, различными темпами* последующего развития, разным составом текстов, на который опиралась наука. В культурологическом понимании фольклор включает все виды народного искусства. В работах В.Е.Гусева фольклор определяется как народная художественная культура, объединяющая в себе всё многообразие видов народного творчества, устное поэтическое, музыкальное инструментальное и песенное искусство, а так же танцы, обряды, театральные действа, прикладное изобразительное искусство . 1См.: Вл. Соловьев. Философская публицистика. Термин "фольклор" был введен в науку английским ученым Уильямом Томсом в 1846 году. Англ. Ро1к1огнародная мудрость, народное знание, произведения народного поэтического и музыкального творчества. Фольклористы считают, что точнее и определеннее было бы пользоваться давним и с 20-30-х гг. вышедшим из употребления терминологическим словосочетанием «устная народная словесность». 4Гусев В.Е. Эстетика фольклора / Гусев В.Е. Л., 1967 с 409. |
86 Толстой и др.). Культуроцентристская модель исповедовала принцип возрождения русской национальной школы, требовала включенности в образовательное пространство духовных святынь нации, доказывала необходимость широкого использования в содержании этнографического и исторического материала, произведений русской народной художественной культуры (Т.И. Бакланова, А.Я.Данилюк, В.Н. Ганичев, И.Ф. Гончаров, В.Ш. Сабиров и др.). Одним из уникальных источников сохранения самобытности народа, его духовно-культурных достижений является фольклор. Фольклор в широком смысле это вся народная традиционная духовная и отчасти материальная культура, а в узком устная крестьянская словесная художественная традиция. Фольклор — это совокупность структур, интегрированных словом, речью, вне зависимости от того, с какими несловесными элементами они связаны. Такое употребление термина определяется различными концепциями и трактовками связей предмета фольклористики с другими формами и слоями культуры, неодинаковой структурой культуры в разных странах в те десятилетия прошлого века, когда возникали этнография и фольклористика, различными темпами последующего развития, разным составом текстов, на который опиралась наука. В культурологии фольклор включает все виды народного искусства. В работах В.Е.Гусева фольклор определяется как народная художественная культура, объединяющая в себе всё многообразие видов народного творчества, устное поэтическое, музыкальное инструментальное и песенное искусство, а также танцы, обряды, театральные действа, прикладное изобразительное искусство [71, с.409]. А.С.Каргин определят фольклор как важнейший элемент, составляющий историю культуры, ее действующее лицо, отражающий, с одной стороны, крупнейшие события в жизни народа и государства, с другой |