А.С.Каргин определят фольклор как важнейший элемент, составляющий историю культуры, ее действующее лицо, отражающий, с одной стороны, крупнейшие события в жизни народа и государства, с другой — определенные циклы человеческой жизни, времен года, трудовых занятий. Одновременно фольклор —это самостоятельная форма духовной практики, развивающаяся по своим законам и располагающая своими возможностями и средствами влияния на историю человека, его мысли и действия1. Л.Л.Куприянова, давая характеристику феномена «фольклор», называет его «хранилищем мудрости и жизненной силы народа». Л.В.Шамина называет фольклор совокупностью жанров народного творчества, объединенных функциональностью, чертами поэтики, происхождением и исторической судьбой. Рассматривая фольклор с эстетической и социологической точек зрения, нужно отметить мнение М.С.Колесова, который считает, что «фольклор —это особая сфера непрофессиональной духовной культуры общества, которая: по содержанию выражает мировоззрение и психологию народных масс; по форме является искусством; имеет своим социальным носителем народ как общность непосредственных производителей материальных благ; выполняет как эстетические, так и практические функции. Фольклор национален, в этом его достоинство. Каждый народ имеет традиции, обычаи, символы поклонения. Нация бережет свои культурные обретения и передает из уст в уста как самое ценное. «У каждой национальной культуры есть свои духовные обретения и открытия, свои драмы и трагедии, свое видение мира... Будущее каждого народа связано с национальной культурой, которая является для него гарантом жизни. Это идея обладает своей имманентной логикой: именно она закладывает духовный и интеллектуальный потенциал нации, укрепляет духовное здоровье народа, создает его нравственный идеал» Фольклор категория историческая. В произведениях народного творчества живут герои, которые прославились победами в войнах, небывалыми открытиями. В песнях и былинах предстают события давних лет, пословицы и поговорки, рождённые в процессе трудовой деятельности. 1Каргин А. С. Народная художественная культура: Курс лекций. М., 1997. С. 182 Колесова М. С Место и роль фольклора в духовной культуре общества. Автореф. дис. канд. философ, наук. Л., 1973. С. 8 Арнольдов А. И. Национальные культуры: современное видение. М: МГИК, 1992. С. 5. 138 |
86 Толстой и др.). Культуроцентристская модель исповедовала принцип возрождения русской национальной школы, требовала включенности в образовательное пространство духовных святынь нации, доказывала необходимость широкого использования в содержании этнографического и исторического материала, произведений русской народной художественной культуры (Т.И. Бакланова, А.Я.Данилюк, В.Н. Ганичев, И.Ф. Гончаров, В.Ш. Сабиров и др.). Одним из уникальных источников сохранения самобытности народа, его духовно-культурных достижений является фольклор. Фольклор в широком смысле это вся народная традиционная духовная и отчасти материальная культура, а в узком устная крестьянская словесная художественная традиция. Фольклор — это совокупность структур, интегрированных словом, речью, вне зависимости от того, с какими несловесными элементами они связаны. Такое употребление термина определяется различными концепциями и трактовками связей предмета фольклористики с другими формами и слоями культуры, неодинаковой структурой культуры в разных странах в те десятилетия прошлого века, когда возникали этнография и фольклористика, различными темпами последующего развития, разным составом текстов, на который опиралась наука. В культурологии фольклор включает все виды народного искусства. В работах В.Е.Гусева фольклор определяется как народная художественная культура, объединяющая в себе всё многообразие видов народного творчества, устное поэтическое, музыкальное инструментальное и песенное искусство, а также танцы, обряды, театральные действа, прикладное изобразительное искусство [71, с.409]. А.С.Каргин определят фольклор как важнейший элемент, составляющий историю культуры, ее действующее лицо, отражающий, с одной стороны, крупнейшие события в жизни народа и государства, с другой 87 —определенные циклы человеческой жизни, времен года, трудовых занятий. Одновременно фольклор это самостоятельная форма духовной практики, развивающаяся по своим законам и располагающая своими возможностями и средствами влияния на историю человека, его мысли и действия [108, с.182]. Рассматривая фольклор с эстетической и социологической точек зрения, нужно отметить мнение М.С.Колесовой, которая считает, что «фольклор это особая сфера непрофессиональной духовной культуры общества, которая: по содержанию выражает мировоззрение и психологию народных масс; по форме является искусством; имеет своим социальным носителем народ как общность непосредственных производителей материальных благ; выполняет как эстетические, так и практические функции [114.С.8]. Фольклор национален, в этом его достоинство. Каждый народ имеет традиции, обычаи, символы поклонения. Нация бережет свои культурные обретения и передает из уст в уста как самое ценное. «У каждой национальной культуры есть свои духовные обретения и открытия, свои драмы и трагедии, свое видение мира... Будущее каждого народа связано с национальной культурой, которая является для него гарантом жизни. Это идея обладает своей имманентной логикой: именно она закладывает духовный и интеллектуальный потенциал нации, укрепляет духовное здоровье народа, создает его нравственный идеал» [14, с.5]. Фольклор категория историческая. В произведениях народного творчества живут герои, которые прославились победами в войнах, небывалыми открытиями. В песнях и былинах предстают события давних лет, пословицы и поговорки, рождённые в процессе трудовой деятельности, указывают на мудрость народа. Каждое поколение принимает свои культурные дары и продолжает их. Культурное наследие значительная часть национальной культуры, однако не всегда вполне осознаваемая и понимаемая, если его рассматривать только с точки зрения современности. Поэтому для постижения самобытного образа мира того или иного народа |