144 информативный аспекты феномена фольклора, его можно представить как совокупность вербальных или вербально-невербальных структур, функционирующих в контактных группах (в семье, общине, населенном пункте, районе, регионе, этносе) и в рамках ареала того или иного языка или двуязычия. Это определение фиксирует фольклор как феномен, проявляю-Ч щийся в культуре разных народов на разных ступенях ее развития. В нем нет характеристики содержания, стилистических особенностей, жанрового, сюжетного репертуара, потому что при всей традиционности фольклор был явлением динамичным и на разных этапах истории духовной культуры приобретал специфические черты. Функции фольклора в целом и отдельных его жанров изменялись в зависимости от характера общих изменений структуры всей народной культуры, от соотношения ее фольклорных и «нефольклорных» форм. При этом народная культура развивалась не обособленно, а по общим законам, охватывающим и материальную культуру, и сферу социальной организации общества. Можно выделить различные стадии развития народной культуры,Ч внутри которых фольклор обретал свои специфические черты. Первую их них можно обозначить как синкретическую (общество архаического типа). Фольклорные формы, в т.ч. и те, которым была уже в какой-то степени знакома эстетическая функция в ее архаической разновидности, были теснейшим образом переплетены с разнохарактерными комплексами, позже породившими самые различные ветви народной культуры обряды, верования, религию, мифы, исторические представления, песни и т.д. На этой стадии фольклором можно считать все формы народной культуры, связанные с языком, или все традиционные словесные тексты, образующие вторичные языковые моделирующие системы (монофольклоризм). Уже на этой стадии возникают и функционируют сложные по своим составу и Ч структуре системы фольклорных текстов, обслуживающих различные потребности архаического общества коммуникативные, познавательные, социально-нормативные, семиотические, практические (закрепленный в слове опыт хозяйственных занятий, охоты, рыболовства, военных столкновений и т.д.). Архаическая стадия развития народной культуры сменяется “постсинкретическим” периодом (Ю.Кристева), для которого характерен постепенный переход от гомогенной монофольклористики к параллельному существованию бытовых и «внебытовых» форм духовной культуры, связан |
89 устного или закрепленного на письме, есть традиция. Различие между ними — это различие в содержании того, что передается посредством прямой или опосредствованной коммуникации, в способах формирования такой трансмиссии, темпе и способах их обновления. В этой связи возникает проблема определения фольклора, которое могло бы быть общим для культуры разных народов на разных ступенях их развития. Ориентируясь на узкое определение фольклора, связанное с филологической и теоретико-информативной концепцией, можно сказать, что фольклор — совокупность вербальных или вербально-невербальных структур, функционирующих в быту. При этом имеются в виду структуры, функционирующие в контактных группах семье, общине, населенном пункте, районе, регионе, этносе и в рамках ареала того или иного языка или двуязычия. В этом определении нет характеристики содержания, стилистических особенностей, жанрового, сюжетного репертуара, потому что при всей традиционности фольклора он был явлением динамичным и на разных этапах истории духовной культуры приобретал определенные особенности. «Татарский фольклор» в широком смысле включает созданные народом материальные и духовные ценности, заложенные в них традиции трудового, нравственного, эстетического, конфессионального, интеллектуального характера, свидетельствующие о богатстве исторического опыта и наследуемые из поколения в поколение благодаря своей жизненной необходимости и востребованности. Иными словами, фольклор есть концентрированная в форме искусства народная мудрость, включающая материальный и духовный пласты культуры всех слоев населения и идущая от исконных народных традиций. Фольклор —это история жизни народа, биография его историко-культурного развития. Фольклор это процесс и результат творчества народа, сопровождающее его на протяжение всей жизнедеятельности, основа любой национальной культуры, из которой |