С ной культуры, результатом которого является развитое национальнокультурное самосознание, этнокультурная идентичность и межкультурная толерантность, выступающая предпосылкой сохранения единства социокультурного сообщества. При этом национально—культурная идентичность и межкультурная толерантность в условиях организованных социальнокультурных групп формируются как два взаимозависимых и взаимодополняющих процесса, гармонизация которых осуществляется через целенаправленно отбираемый этнокультурный материал, содержащий в себе атрибуты самотождественности и открытости, уникальности и универсальности; 2) создание в пространстве настоящего референтной для общества антропологической модели, адекватной ценнностно—нормативному и ментальному ядру, которая в субъективном плане сыграет роль эталона саморазвития и самоосуществления (идентичность в пространстве настоящего); 3) утверждение в новом историческом контексте национальной идеи как формы национально—культурного самопознания, общественной консолидации и мировоззренческого основания макроидентичности (идентификация с будущим). 5. Критерии эффективности реализации идентификационного потенциала культурных традиций, которые фиксируют результативность этого процесса на трех уровнях: а) на индивидуальном уровне осознанная национально-культурная идентичность личности, отождествление со значимым образом и психологическое переживание ценностей культуры как своих; б) на социально-психологическом уровне —общий уровень коммуникативной культуры, «культурная эмпатия» как способность понимать и ценить культурное многообразие, признавать и уважать религиозные убеждения и нормы отличных от него людей; в) на социальном —гражданственность личности, ее патриотизм, проявляющийся в отношении к малой родине, истории своего народа, «синхронность» и резонансность суждений по важнейшим экзистенциальным вопросам бытия коллективного субъекта культуры (отношение к жизни и смерти, счастью и несчастью, радости и страданию, добру и злу, к настоящему, прошлому и будущему и т.д.). 6. Культурологически обоснованная система приоритетов региональной культурной политики, в рамках которой создаются условия для 161 |
161 подрастающего поколения. Погружение личности в мир народной культуры способно гармонизировать процессы формирования национально-культурной идентичности личности и развития межкультурной толерантности, являющейся важным элементом сознания современного человека. При этом патриотическое воспитание личности предстает как процесс становления трех ее сфер интеллектуально-практической, мотивационно-ценностной и нравственно-практической. 2. Патриотическое воспитание подростков на этнокультурных традициях осуществляется в процессе целенаправленного творческого осмысления традиционной культуры, результатом которого является: на личностном уровне развитое национально-культурное самосознание, этнокультурная идентичность и межкультурная толерантность; на социальном культурная преемственность, выступающая фактором сохранения единого социокультурного пространства. При этом национальнокультурная идентичность и межкультурная толерантность личности выступают как два взаимозависимых и взаимодополняющих процесса, гармонизация которых осуществляется через целенаправленно отбираемый руководителем этнокультурный материал, содержащий в себе атрибуты самотождественности и открытости, уникальности и универсальности. 3. Важнейшим объектом педагогического регулирования является социально-культурная среда как оптимальная педагогическая система, эффективно решающая задачи патриотического воспитания за счет: создания условий, обеспечивающих органичное усвоение традиций и ценностей народной культуры и одновременно самореализацию личности путем включения школьника в различные виды деятельности: познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную, преобразовательнотворческую; расширения социокультурного контекста воспитательного процесса, что обеспечивает национально-культурную идентичность и более успешную социальную интеграцию личности. Насыщенная этнокультурным |