19 мосознания. Важнейшей предпосылкой личностной самоидентичности выступает самоопределение1, которое осуществляется в процессе самопознания как необходимое условие и предпосылка свободы и сознательного «выбора себя». Самоопределение не сводится к самопознанию или самопониманию, оно подразумевает и управление собой, мотивирование собственной деятельности, саморегуляцию, самоорганизацию. Не случайно познание себя, своего «Я», своих притязаний и возможностей для самоопределения и лучшей реализации своих сил —важнейшая задача образования и воспитания. На основе прошлого опыта индивид начинает соотносить представления о себе с идеальным «Я», глазами других определяет нормативную стратегию, формирует совесть, которая обеспечивает нравственную стратегию самосовершенствования. Самопонимание помогает обнаружить творческий потенциал личности, выработать личностные смыслы, обеспечить защиту от скрытой манипуляции в ситуации социокультурного кризиса. Самопонимание рефлексивно, предполагает приобретенную сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением,—способность уже не просто познавать, а познавать самого себя, не просто знать, а знать, что знаешь»2. Психологи, исследующие феномен рефлексии, отмечают ее большое значение для развития как отдельной личности, так и социальной общности: рефлексия приводит к целостному представлению, знанию о содержании, способах и средствах своей деятельности; позволяет критично отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем; делает человека (социальную систему) субъектом своей активности. Рефлексия это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления . В понимании рефлексии можно выделить три процесса: 1Кострикова Е. А. Выбор как фактор ценностного самоопределения старшеклассника: Дис. ... канд. пед. наук: 13.0001. Оренбург, 1999. 192 с. 2Шарден П. Т. Феномен человека. М.: Наука, 1987. 240 с. Изначально рефлексия (от позднелат. ге/1ехю —обращение назад), (1) размышление, самонаблюдение, самопознание; (2) в философии форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных |
4В культурному базису. В этой связи одной из важных педагогических задач (особенно в ситуации полиэтничности территории и наличия значительного числа мигрантов) является обеспечение социально-культурной идентичности личности, в том числе и путем реализации потенциала культурно-досуговой деятельности. Национальная идентичность проявляется в форме осознаваемой принадлежности человека к некой общности «мы». Эта общность формируется как результат взаимодополняющих и взаимозависимых процессов: с одной стороны, подражания, адаптации, сотрудничества, консолидации, с другой противопоставления, разобщения, конфликта. Один и тот же элемент язык, традиция, идея, ценность —служит одновременно и как способ солидарности, сплочения, и как фактор обособления данного сообщества от других, противопоставления им. Противопоставление и оппозиция являются источником энергии для консолидации общности, ее самосознания. Важнейшей предпосылкой личностной самоидентичности выступает самоопределение личности [123, с. 115 ], которое осуществляется в процессе самопознания ребенка как необходимое условие и предпосылка свободы и сознательного «выбора себя». Познание себя, своего «Я», своих притязаний и возможностей для самоопределения и лучшей реализации своих сил важнейшая задача образования и воспитания. На основе прошлого опыта индивид начинает соотносить представления о себе с идеальным «Я», глазами других определяет нормативную стратегию, формирует совесть, которая обеспечивает нравственную стратегию самосовершенствования. Самопонимание обнаруживает себя как творческий потенциал личности, присвоение и выработка личностных смыслов, как результат напряженного усилия быть, как защита от скрытой манипуляции в ситуации социокультурного кризиса. 49 Самоопределение не сводится к самопознанию или самопониманию: оно подразумевает и управление собой, мотивирование собственной деятельности, саморегуляцию, самоорганизацию. Определение себя в сфере личностных особенностей приводит к смене внутренней позиции, выработке своей новой идентичности. Самопонимание рефлексивно, предполагает приобретенную сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением, способность уже не просто познавать, а познавать самого себя, не просто знать, а знать, что знаешь» [247 с.146]. Психологи, исследующие феномен рефлексии, отмечают ее большое значение для развития как отдельной личности, так и социальной общности: рефлексия приводит к целостному представлению, знанию о содержании, способах и средствах своей деятельности; позволяет критично отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем; делает человека (социальную систему) субъектом своей активности. Рефлексия это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. В понимании рефлексии можно выделить три процесса: обращения назад, самопознания субъектом своего внутреннего мира и осмысления индивидом социальной действительности. Рефлексия является источником новаций и развития. Рефлексия —это не просто осознание того, что есть в человеке, но и переделка самого человека, его индивидуального сознания, личности, способностей к познанию и деятельности. Рефлексирующий человек обращен к культуре, он способен на преобразующую деятельность, на саморазвитие. Рефлексия это путь поиска в себе «духовного, сущностного», это путь к самому себе. Воспитательный процесс, имея общие мировоззренческие и технологические основания, специфически преломляется в зависимости от |