4 22 Сегодня существенные социальные, психологические и структурные изменения претерпевает литературный язык, что неблагоприятно сказывающиеся на его семантике: происходит вытеснение коренных слов, а вместе с ним искажение национальных образов мира, традиционно присущих народу и сохраняемых внутренней формой слова; активное влияние “обычного говорения” приводит к обеднению индивидуально личностного; вульгарный низкий стиль занимает место среднего, традиционно являвшегося источником поступления в литературный язык нормативных элементов системы, а средний стиль, в свою очередь, замещает высокий стиль; огромное количество' заимствованных слов, воспринимаемых в качестве “эталонного стандарта”, ведет к вытесняют традиционных понятий, отражающие национальные особенности речи, искажению подлинного смысла явлений. Это приводит не только к искажению “национальной картины мира”, но и к ликвидации ценностно-нормативной функции языка, понижению духовно-нравственного статуса жизненных явлений. Существенно деградировал бытовой язык, который употребляется в межпоколенческом общении сегодня он несёт минимальную нравственную нагрузку. В редкой семье сегодня родной язык используется как главный инструмент приобщения детей к основам духовной культуры. Кризис идентичности обусловлен также отсутствием общенациональной идеологии, национальной идеи, консолидирующих общество ценностей, которые в норме определяют единое духовное пространство социума общность МЫ. Сегодня общество не имеет национальной идеологии, которая могла бы объединить народ и власть, нет и самого уважения к власти . В ситуации системного кризиса общественного сознания для формирования национальной идеологии необходимо несколько условий: достижение (например, победа над иностранным нашествием, спасение нации от внешних угроз, экономический подъем, примером чего может служить 1Когда-то И.А.Ильин писал: “Помышляя о России, мы должны всегда идти не от частей к целому (от людей, сословий, классов к государству), но от целого к частям, понимая, что государство не только дает права и выгоды, но требует от всех служения и жертв. Только жертвой и служением восстановим Россию”. Сегодня само понятие «служить» уже не имеет того нравственного смысла, ибо девальвировано или разрушено то целое (Родина, Государство, Справедливость, Бог), которое и определяет как саму возможность, так и смысл служения. |
55 элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Сегодня растет отчуждение между родителями и детьми, утрачены традиции народной педагогики. Многие родители не способны воспитывать своих детей, не могут в силу недостаточного образования и низкого уровня общепедагогических знаний или не хотят, считая воспитание делом школы. Педагоги, в свою очередь, не находя общего языка с учащимися и не всегда справляясь с решением возложенных на них образовательных и воспитательных задач, склонны обвинять родителей за неподготовленность детей. В результате недоверие и неуважение друг к другу, жертвой которого становится ребенок. В-третьих, результаты ряда исследований фиксируют падение уровня художественного вкуса. Теряют популярность кино и музыка. Происходит резкое снижение роли телевидения в приобщении населения к искусству (все меньше людей обращается к передачам об искусстве), что связано с растущей политизацией средств массовой коммуникации. Снижение требовательности к художественному уровню искусства в условиях дикого рынка обрушило на население поток низкопробной литературы, третьесортного зарубежного кино и легковесной музыки, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус населения. В-четвертых, существенные социальные, психологические и структурные изменения претерпевает сегодня литературный язык, что неблагоприятно сказывающиеся на его семантике: происходит вытеснение коренных слов, а вместе с ним искажение национальных образов мира, традиционно присущих народу и сохраняемых внутренней формой слова; активное влияние “обычного говорения” приводит к обеднению индивидуально личностного; вульгарный низкий стиль занимает место среднего, традиционно являвшегося источником поступления в литературный язык нормативных элементов системы, а средний стиль, в свою очередь, замещает высокий стиль; огромное количество заимствованных слов, |