Проверяемый текст
Березницкая, Наталья Леопольдовна. Туризм как фактор межкультурной коммуникации (Диссертация 1999)
[стр. 64]

64 ства группы, которая описывается стереотипом.
Поэтому стереотип определяет не реальность, а групповое сознание, которое, в свою очередь, корректирует аттитюды, непосредственно влияющие на реальность” .
Основанием для формирования оппозиции
не обязательно является идеология общности —им может служить любой признак (или “повод”) — конфликтное противостояние необходимо само по себе, как социальнопсихологический фактор консолидации.
Например, в большинстве случаев противоборствующие сегодня политические партии и движения не имеют идеологически оформленных четких отличий.
Их противостояние лежит не в мировоззренческой, а социально-психологической плоскости —агрессия в адрес оппонента, аргументация его “другости” продиктована стремлением консолидировать собственную общность путем “отталкивания” от него, дискредитации “чужого”.
Но даже искусственное оформление зоны противостояния сопровождается выделением социально—психологической энергии, которая сублимируется как в процесс консолидации группы, так и во внешнюю агрессию.
Основания для формирования оппозиции и тип оппонента не являются жестко заданными они меняются в зависимости от этапа развития культурной общности и вытекающих отсюда ее внутренних противоречий, определяются характером проблем, в ответ на которые общность возникает.
Первоначальный конфликт социального или даже эмоционального характера усилиями лидера-идеолога может переместиться в мировоззренческую, классовую или какую-либо еще плоскость .
Наиболее агрессивные формы конфронтация “мы-они” принимает или в ситуации внутреннего кризиса общности, или в том случае, когда основой консолидации общности становится национально-этническийч фактор.
Например, национально-патриотические движения России в целях усиления сплоченности и укрепления общности ”мы” сознательно конструируют образ “врага” (в том числе и “врагов-фантомов”) масонов,
сио1 См.: Ермолаева Е.М.
Ответный стиль как показатель национальнокультурных различий.

—С.80.
“В качестве примера можно привести динамику развития ленинградского общественно-политического движения “Объединенный фронт трудящихся”, которое зарождалось на волне эмоционально-агрессивного отношения определенной части рабочих к демократическому лагерю.
Лидеры фронта смогли отразить эти настроения и придать им характер “пролетарского движения”, выделив и оформив образ “врага” по классовому и идеологическому основанию.
[стр. 45]

45 сти находится в положительной зависимости от оппонента, без которого■V общность теряет энергию консолидации.
Степень напряженности, конфликтности процессов ассоциации и диссоциации определяется многими факторами, в том числе наличием или отсутствием консолидирующих общество ценностей необходимого условия национально-культурной идентичности, а также степенью социальной, политической и этнической напряженности, глубиной расслоения населения по социально-демографическим, национальным, религиозным, классовым и культурным основаниям.
В силу этих обстоятельств процесс межкультурного диалога часто сопровождается конфликтными ситуациями.
Мировоззренческая и социально-психологическая оппозиция формирует чувство настороженности, отчужденности, перерастает часто во враждебность к носителям других взглядов, ценностей, норм, этнических признаков1.
“Стереотип “чужой” конструируется таким образом, что он вытекает из стереотипа относительно своей группы.
Таким образом, объект стереотипизации включает в себя качества, характерные для группы, его созидающей, а не качества группы, которая описывается стереотипом.
Поэтому стереотип определяет не реальность, а групповое сознание, которое, в свою очередь, корректирует аттитюды, непосредственно влияющие на реальность” .
Основанием для формирования оппозиции
может служить любой признак конфликтное противостояние необходимо само по себе, как социально-психологический фактор консолидации.
Наиболее агрессивные формы Причем, качества, приписываемые объекту оппозиции, совсем не обязательно должны совпадать с его реальными, объективными характеристиками.
Точкой отсчета в данном случае служит “своя” система ценностей и тенденция более низко оценивать “чужую” общность в сравнении со “своей”, проецировать на нее собственные “грехи” или “приписывать” ей качества, имеющие обратный знак по отношению к собственным характеристикам.
См.: Ермолаева Е.М.
Ответный стиль как показатель национальнокультурных различий //
Социс., 1990.
№12.
С.80.


[стр.,46]

46 конфронтация “мы-они” принимает или в ситуации духовного кризиса общности кризиса идентичности .
Ассоциативные и диссоциативные механизмы участвуют в процессе формирования как социально-культурных общностей, так и культур в целом, обнаруживая себя как в синхроническом, так и диахроническом аспектах.
В частности, отмечается определенная закономерность в смене культурных формаций, а именно: каждая последующая культура сменяет предыдущую по принципу “отталкивания”, отрицания, моделируя движение “маятника” .
ИI внутри культурной системы обнаруживаются элементы культуры отрицаемой, которые периодически проявляются в форме доминирующих ценностей, создавая тем самым драматичность процессов культурного саморазвития.
Как и в процессе межличностного диалога, предметом которого выступает текст “как всякий связный знаковый комплекс” (М.М.Бахтин), все виды межкультурной коммуникации выстраиваются в определенном “тексте культуры”, который определяет мотивы коммуникации, ее формы и содержание.
Текст (сообщение) может быть выражен как в языке, так и в иных знаковых формах (математическая формула, пластический художественный образ, музыкальная фраза).
В этом смысле понятие “сообщение” (текст) в равной мере относится как речевому высказыванию, так и произведению пластики или живописи, музыкальному сочинению, к пантомимическому этюду, к инженерному проекту и к архитектурному ансамблю.
Общение с использованием естественного языка в этом смысле есть частный, хотя и наиболее распространенный вид информационного обмена, в том числе и в туризме, Например, национально-патриотические движения России в целях усиления сплоченности и укрепления общности ”мы” сознательно конструируют образ “врага” (в том числе и “врагов-фантомов”) масонов, сионистов, заговорщиков против русской культуры, которых они психологически воспринимают как “чужих”, “врагов”.
См.: Померанц Г.
Квадратура исторического круга // Знание-сила, 1991 №4.

[Back]