единый, объективно необходимый и развивающийся процесс1. Если под культурой в широком смысле понимать саморазвивающуюся систему материальных, социальных и духовных форм, то культурные контакты народов предстанут перед нами как разносторонний обмен достижениями в различных областях материальной и духовной культуры, как диалог духовных ценностей. Культура не может существовать без средств передачи (мыслей, идей, способов деятельности), и таким связующим звеном является коммуникация, которая связывает культуру в единое целое. Любой культурный стереотип и любой единичный акт социального поведения “эксплицитно или имплицитно включают коммуникацию в качестве соЛ ставной части” . Коммуникация —это всеобщая связь между живыми организмами, если речь идет о биологической коммуникации, между людьми — тогда мы говорим о социальной коммуникации, технической —когда связь осуществляется между техническими и кибернетическими системами, а также трансцендентальная коммуникация как связь человека с рационально непознаваемыми сущностями. Культурная коммуникация —это “движение смысла в социальном времени и пространстве . Подобное широкое определение позволяет посмотреть на проблемы коммуникации не только с позиции научного знания, но увидеть в коммуникационных явлениях глубокий бытийный смысл, основу мироздания. На индивидуальном уровне импульс к межкультурному взаимодействию заложен в социально-культурной природе человека, в его способности к саморазвитию в процессе интериоризации тех культурных феноменов, с которыми он вступает в контакт, стремлении делиться жизненным опытом, эмоциями и мыслями с подобными себе. Духовное творчество, личностная зрелость, более высокие уровни общения, образовательные практики, рост производительных сил общества —все это питалось межкультурными контактами и совершенствовалось за счет диалога культур. В этой связи можно сказать, что мировые культурные контакты —это одна из важнейших сторон всемирно-исторического процесса. Они ведут к синте1Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб, СПбГАК, 1994.-С , 19. 2 Сепир Э. Избранные произведения по языкознанию. М.: Прогресс, 1992.-С.210. 3Соколов А.В. Коммуникационная деятельность и коммуникационные явления//НТВ. 1991. №8. С.13. 73 |
15 токи уходят в верхний палеолит, когда возникли первые локальные культуры и установился диалог между ними, продолжающийся вплоть до наших дней . Коммуникация, общение является коренным условием существования человека и человечества. Едва обособившись, человеческие группы вступили в межплеменные отношения. При этом обогащение мировой культуры связано с ее локальным многообразием. Импульс к межкультурному взаимодействию заложен в социально-культурной природе человека, в его способности к саморазвитию в процессе интериоризации тех культурных феноменов, с которыми он вступает в контакт, стремлении делиться жизненным опытом, эмоциями и мыслями с подобными себе. Духовное творчество, личностная зрелость, более высокие уровни общения, образовательные практики, рост производительных сил общества все это питалось межкультурными контактами и совершенствовалось за счет диалога культур. В этой связи можно сказать, что мировые культурные контакты это одна из важнейших сторон всемирно-исторического процесса. Они ведут к синтезу культур как в форме освоения культурой-восприемником отдельных явлений, пришедших извне, их переосмысления, включения их в новую культурную среду; так и в процессе выработки своего под инокультурным влиянием. Культурный синтез стимулирует развитие воспринимающей культуры и ведет в конечном итоге к обогащению культур. Порождение, поддержание и развитие социально-коммуникативного механизма взаимодействия социальных субъектов в процессе решения общественно значимых проблем, поиск путей к партнерству, основанному на взаимном понимании и диалоге существенные факторы культурной и социальной динамики . Понятие “культурные связи” еще не имеет достаточно четкого определения. По традиции они ассоциируются с культурным обменом делегацияАртановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб, СПбГАК, 1994. С. 19‘ 2Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. М.: Российский ин-т культурологии, 1995 С. 110. 16 ми, театральными коллективами, музыкантами-исполнителями. Но эти явления не исчерпывают всю сферу культурных контактов. Если под культурой в широком смысле понимать саморазвивающуюся систему материальных, социальных и духовных форм, то культурные контакты народов предстанут перед нами как разносторонний обмен достижениями в различных областях маО териальнои и духовной культуры, диалог духовных ценностей. Таким образом, коммуникация является всепронизывающим механизмом культуры. Культура не может существовать без средств передачи (мыслей, идей, способов деятельности), и таким связующим звеном является коммуникация, которая связывает культуру в единое целое. Любой культурный стереотип и любой единичный акт социального поведения “эксплицитно или имплицитно включают коммуникацию в качестве составной части . Коммуникация это всеобщая связь между живыми организмами, если речь идет о биологической коммуникации, между людьми тогда мы говорим о социальнои коммуникации, технической когда связь осуществляется между техническими и кибернетическими системами, а также трансцендентальная коммуникация как связь человека с рационально непознаваемыми сущностями. Культурная коммуникация это “движение смысла в социальном времеО ни и пространстве” . Подобное широкое определение позволяет посмотреть на проблемы коммуникации не только с позиции научного знания, но увидеть в коммуникационных явлениях глубокий бытийный смысл, основу мироздания. Одной из форм социально-культурной коммуникации является межкультурный диалог, который представляет собой полисмысловой феномен, реализующий потребность в общении с культурой, ее обычаями, традициями, их носителями. Отношения между разными культурами могут строиться на принципе \ Сепир Э. Избранные произведения по языкознанию. М.: Прогресс, 1992. С.210. Соколов А.В. Коммуникационная деятельность и коммуникационные явления // НТВ. 1991. -№8. —С.13. |