Проверяемый текст
Березницкая, Наталья Леопольдовна. Туризм как фактор межкультурной коммуникации (Диссертация 1999)
[стр. 92]

4 92 ким усилением двух противоположных тенденций, которые, конфликтуя и взаимодополняя друг друга, придают современному развитию особый динамизм и драматичность.
С одной стороны, более интенсивным и продуктивным становится диалог культур, в процессе которого каждая из сторон межкультурной коммуникации получает возможность максимально полно раскрыть свои смысловые глубины, понять свою уникальность и самотождественность (об этом свидетельствует интенсивность международных контактов, усилия народов и стран, направленные на создание идеального, глобального порядка международных отношений, в том числе в форме создания международных организаций типа ООН, ЮНЕСКО, конституции народов мира и др.).
Подвергаются критике существующие концепции государственного суверенитета, предлагаются новые принципы решения конфликтных ситуаций и новые основания для самоопределения отдельных народов.
Мощным фактором интеграции выступает экономика, а также осознание человечеством глобальных проблем, решение которых требует
объедине1ния усилии всех стран .
С другой стороны, в мире вызревают и противоположные тенденции, связанные с усилением центробежных сил.
Наряду с культурной интернационализацией и формированием идеологии глобального мирового порядка, все более интенсивно заявляет о себе альтернативная идеология национальной и культурной автономии, которая усиливается сегодня в ответ на культурную унификацию.
Это происходит в формах движений за национально-культурную автономию, в стремлении проводить самостоятельную политику, в мерах по защите национального языка и т.д..

Рост межкультурных контактов, результатом которого стало более явственное осознание человеком духовной принадлежности к собственной культуре, вызывает одновременно неприятие и даже враждебность по отношению к представителям других культур и этнокультурных сообществ.
Таким образом, в социально-культурной плоскости основная проблема межкультурной коммуникации определяется реальным
противореВ качестве примера можно назвать реализуемый в настоящее время международный проект создания и ратификации Конституции Объединенной Земли.
Смысл этого документа, как было обозначено в обращении Генерального секретаря Ассоциации Мировой конституции и Парламента, состоит в консолидации народов
хмира и объединении их усилий в решении наиболее актуальных проблем, которые возникают из-за государственных границ и культурных различий.
[стр. 6]

6 национального самосознания личности и солидарности общества, формирования чувства принадлежности к своей культуре и к народу, более полного удовлетворения человеческой потребности в познании окружающего мира, в укреплении физического и психического здоровья людей, повышения качества жизни.
Туризм это прежде всего межличностное общение, однако на его основе выстраивается сложная система отношений человека к культуре, истории, миру, самому себе.
В туристской деятельности диалог как полисмысловой феномен реализует не только потребность в общении (с культурой, ее обычаями, традициями, носителями), но и в со-бытии, которое одновременно определяет аттрактивность объекта путешествий.
Реализации идентификационного и коммуникативного потенциала туризма во многом препятствуют: а) языковые барьеры; б) объективно существующие межкультурные различия, когда более явственное осознание человеком духовной принадлежности к собственной культуре вызывает одновременно неприятие и даже враждебное отношение к представителям других культур и этнокультурных сообществ; в) реальная оппозиционность взаимодействующих культурных феноменов, которая на межличностном уровне неизбежно ведет к усилению конфликтности и росту напряженности в связи с неизбежным переживанием в такой ситуации “культурного шока” непонимания; г) базирующаяся на идеологии национальной и культурной автономии политика ряда стран, усиливающаяся в ответ на культурную унификацию; д) отсутствие единого мировоззренческого основания, способного консолидировать современные цивилизации? ибо любой диалог возможен лишь как коммуникативное взаимодействие разного на почве общего; е) игнорироваи ние в процессе организации туристской деятельности на различных уровнях (государство, регион, турфирма) ее социокультурных функций.
Во многом это обусловлено отсутствием целостного научного представления о коммуникативной природе туризма, неразработанностью условий реализации его

[стр.,24]

24 С одной стороны, более интенсивным и продуктивным становится диалог культур, в процессе которого каждая из сторон межкультурной коммуникации получает возможность максимально полно раскрыть свои смысловые глубины, понять свою уникальность и самотождественность (об этом свидетельствует интенсивность международных контактов, усилия народов и стран, направленные на создание идеального, глобального порядка международных отношений, в том числе в форме создания международных организаций типа ООН, ЮНЕСКО, конституции народов мира и др.).
Подвергаются критике существующие концепции государственного суверенитета, предлагаются новые принципы решения конфликтных ситуаций и новые основания для самоопределения отдельных народов.
Мощным фактором интеграции выступает экономика, а также осознание человечеством глобальных проблем, решение которых требует
объединения усилий всех стран.
В качестве примера можно назвать реализуемый в настоящее время международный проект создания и ратификации Конституции Объединенной Земли.
Смысл этого документа, как было обозначено в обращении Генерального секретаря Ассоциации Мировой конституции и Парламента, состоит в консолидации народов
мира и объединении их усилий в решении наиболее актуальных проблем, которые возникают из-за государственных границ и культурных различий.
С другой стороны, в мире вызревают и противоположные тенденции, связанные с усилением центробежных сил.
Наряду с культурной интернационализацией и формированием идеологии глобального мирового порядка, все более интенсивно заявляет о себе альтернативная идеология национальной и культурной автономии, которая усиливается сегодня в ответ на культурную унификацию.
Это происходит в формах движений за национальнокультурную автономию, в стремлении проводить самостоятельную политику, в мерах по защите национального языка и т.д.

(примеры и данные о росте традиционализма, консерватизма, национализма и др.).
Рост межкультурных контактов, результатом которого стало более явственное осознание челове


[стр.,25]

25 ком духовной принадлежности к собственной культуре, вызывает одновременно неприятие и даже враждебность по отношению к представителям других культур и этнокультурных сообществ.
Таким образом, в социально-культурной плоскости основная проблема межкультурной коммуникации определяется реальным
противоречием между процессами консолидации мирового сообщества и стремлением отдельных народов и стран к обособлению.
Усиление в последнее время дезинтеграционных процессов вызвано также целым рядом культурных факторов.
По мнению американского политолога С.Хантингстона, мировое сообщество вступает в новую фазу, в которой доминирующим фактором мировой политики и фундаментальным источником конфликтов будут не политические или экономические разногласия, но прежде всего культурно-этнические различия и противоречия.
И это в определенной степени вполне естественно: народы отличаются друг от друга прежде всего своей историей, языком, религией, традициями; люди, принадлежащие к разным культурам, имеют разное представление о Боге, смысле жизни, взаимоотношениях гражданина и государства, родителей и детей, мужа и жены; культурные признаки трудно поддаются изменению и копированию, в отличие от экономических и политических моделей.
Следовательно, различия национальных культур являются основополагающим критерием деления мира на “мы” и “они”.
Культурный фактор дезинтеграции мирового сообщества усиливается сегодня в связи с ослаблением роли национальных + государств, которые ранее выступали в качестве ведущего источника и символа национально-культурной идентификации человека, а также с распадом империй и разрушением конфессиональных миров, которые формировались вместе с империями древности, составляя их ценностное и смысловое пространство и являлись основой солидарности входящих в них этносов.
Эти процессы сопровождаются своеобразным “реваншем Бога”, когда основные идентифицирующие функции берет на себя религия, особенно в своих фун

[Back]