Проверяемый текст
Березницкая, Наталья Леопольдовна. Туризм как фактор межкультурной коммуникации (Диссертация 1999)
[стр. 94]

бежными учеными и обнаруживает себя в 2—х плоскостях (или сферах): в эпистемологической и мировоззренческой (или культурносемиотической).
В эпистемологической (научной, теоретической) плоскости кризис выражается в разрушении ее наиболее общих (общезначимых) оснований,Ф утрате критериев истины и объективности (парадигматический кризис).
Все более неопределенными и условными становятся такие категории и понятия как объект, реальность, мир, знание.
Критерии истины и объективности, сформировавшиеся в XVI —XVII веках и хорошо работающие в рамках естественнонаучного подхода и техногенной цивилизации, сегодня оказались исчерпанными и воспринимаются как тормоз дальнейшего развития1.
Сегодня критерии истины и объективности различны как внутри самой науки (они разные для естественных, технических и гуманитарных наук), так и вне ее (например, различие в понимании истины и объектив.
ности в сфере религии, в эзотерических практиках, в этических учениях ич концепциях и т.д.).
В настоящее время каждая из наук, сфер и человеческих практик отстаивает свое специфическое понимание истины и объективности, отвергая все другие подходы как ложные, лишая их права на существование.
Культурно-семиотический кризис связан с разрушением (или очень существенным изменением) традиционной картины мира и человека, фундамент которой был заложен древнегреческой философией, а строение возведено учеными Нового времени.
Основы этого традиционного мировосприятия:
утверждение и восприятие мира как объективного (независящего от человека) и физического, включающего в себя Природу и Человечество; недооценка значения символических форм бытия.
Вплоть до XX% века религия, искусство, внутренний мир человека (его фантазии, подсознательная стихия) рассматривались как вторичные, как форма знаковосимволического отображения мира реального.

Сегодня границы между миром физическим, социальным и символическим воспринимаются как очень подвижные,
теряется ощущение первичности и вторичности того или иного мира.
Например, мир искусства,
С религии, гуманитарной науки для его творцов более реален, чем мир физи94 1Розин В.
На пороге нового мира (опыт методологического осмысления) // Кентавр, №17.
—С.2.
[стр. 27]

27 и обнаруживает себя в 2-х плоскостях (или сферах): в эпистемологической и мировоззренческой (или культурно-семиотической).
В эпистемологической (научной, теоретической) плоскости кризис выражается в разрушении ее наиболее общих (общезначимых) оснований, утрате критериев истины и объективности (парадигматический кризис).
Все более неопределенными и условными становятся такие категории и понятия как объект, реальность, мир, знание.
Критерии истины и объективности, сформировавшиеся в XVI XVII веках и хорошо работающие в рамках естественнонаучного подхода и техногенной цивилизации, сегодня оказались исчерпанными и воспринимаются как тормоз дальнейшего развития .
Сегодня критерии истины и объективности различны как внутри самой науки (они разные для естественных, технических и гуманитарных наук), так и вне ее (например, различие в понимании истины и объективности в сфере религии, в эзотерических практиках, в этических учениях и концепциях и т.д.).
В настоящее время каждая из наук, сфер и человеческих практик отстаивает свое специфическое понимание истины и объективности, отвергая все другие подходы как ложные, лишая их права на существование.
Культурно-семиотический кризис связан с разрушением (или очень существенным изменением) традиционной картины мира и человека, фундамент которой был заложен древнегреческой философией, а строение возведено учеными Нового времени.
Основы этого традиционного мировосприятия
следующие: утверждение и восприятие мира как объективного (независящего от человека) и физического, включающего в себя Природу и Человечество; недооценка значения символических форм бытия.
Вплоть до XX века религия, искусство, внутренний мир человека (его фантазии, подсознательная стихия) рассматривались как вторичные, как форма знаково-символического отображения мира реального.

Розин В.
На пороге нового мира (опыт методологического осмысления).
// Кентавр, №17.
С.2.


[стр.,28]

28 Сегодня границы между миром физическим, социальным и символическим воспринимаются как очень подвижные, более того, теряется ощущение первичности и вторичности того или иного мира.
Например, мир искусства,
религии, гуманитарной науки для его творцов более реален, чем мир физической или социальной реальности.
Более того, все чаще символические формы жизни начинают восприниматься как основные, первичные реалии бытия (особенно в восточных религиозно-философских и этических системах, в эзотерических практиках и др.).
В рамках такого мировосприятия традиционно мыслимый объективный мир рассматривается как объективированный и предметный результат развития символических форм жизни .
Все большее распространение получает точка зрения, согласно которой основной предпосылкой и условием “очеловечивания” человека (условием формирования его психики, деятельности и поведения) стало формирование знаковоО символических систем “семиозиса” .
Изобретение знаков и символизация мира дали возможность человеку решать принципиально иные задачи, стали основой формирования и развития идеальной, проектной деятельности человека (проигрывание различных событий и жизненных ситуаций в идеальной плоскости, проектирование возможных способов их решений), обеспечили формирование внутреннего мира личности.
Знак, символ становятся средством познания мира (в форме мифа, затем искусства, науки), мощным инструментом человеческой деятельности, способом создания идеальных миров и средством преобразования реальности, включая и самого человека.
Следствием кризиса является манифестация различных, несовпадающих и даже взаимоисключающих взглядов, мировоззрений (вполне объяснимая реальным несходством форм индивидуальной и коллективной жизни), с одной стороны, усложняет процесс культурной коммуникации и снижает Розин В.
На пороге нового мира (опыт методологического осмысления).
// Кентавр, №17.
С.2.

Там же.
С.З.

[Back]