Проверяемый текст
Макеева Марина Николаевна. Риторика художественного текста и ее герменевтические последствия (Диссертация 2000)
[стр. 101]

5.
Метафор из а пня Метафоризации на основе собственно метафоры или иных тропов (эпитетов, синекдох, метонимии, гипербол, литот и др.) служат для пробуждения рефлексии реципиента при восприятии текста.
Любая техника метафоризации основана на метафоре как естественном истоке.
Метафора это и операция, и образ, и способ представления реальности.
Самая простая метафора представляет собой перенесение информации, содержащейся в одном члене (полюсе) оппозиции (метафоризирующем компоненте), на подкласс предметов, попадающих
под противоположный член (полюс) оппозиции.
Метафорнзация эффективный и универсальный метод перепредставления.
Не was always late on principle, his principle being that punctuality is the thief of time (The Picture of Dorian Gray 1994: 55).
Он поставил себе за правило всегда опаздывать, считая, что пунктуальность вор времени (Портрет Дориана Грея 1993: 44).
В основе процесса метафоризации лежат процедуры обработки фрейма «пунктуальность», включающий вложенный фрейм «воровство».
Метафора маскирует положительные характеристики пунктуальности, она придаст этому понятию новый выведенный смысл.
Данная метафора находится вне пашей конвенциональной понятийной системы, она представляет нам новое понимание нашего опыта и придает новый смысл нашему прошлому, нашей повседневной деятельности.
Понятие «пунктуальность» частично понимается в терминах кражи, воровства.
Метафора позволяет нам осмыслить неко торый аспект одного концепта в терминах другого, т.е.
происходит когнитивное отображение, что позволяет интерпретировать пунктуальность как воровство.
Она высвечивает негативное отношение лорда Генри к пунктуальности и объясняет его принципиальную позицию никогда не приходить вовремя.
В данном случае метафора релевантна, поскольку она санкционирует определенные действия лорда Генри.
Метафора творит новую реальность, но она является сугубо субъективным представлением лорда Генри, которое, тем не менее, позволяет и нам по-новому взглянуть на понятие пунктуальности.
101
[стр. 112]

троп определяется понятием «метафоры в широком смысле», что отвечает этимологическому значению термина (ср.
греч.
metaphora «перенос»).
Как отмечал в своей «Риторике» Аристотель еще в 335 г.
до н.
э.: «Большая часть изящных оборотов получается с помощью метафор и обмана слушателя: человеку становится яснее, что он узнал что-нибудь новое, раз это последнее противоположно тому, что он думал...
И изящество изречений является следствием именно того, что они значат не то, что в них говорится» (Аристотель, 1996:20).
И, кажется, что только присутствие невидимого в видимом, которое может быть преобразовано в соотношения мысли и слова, образа и логоса, т.е.
присутствовать в разнообразных словесно-мыслительных и образно-логических категориях, получает в терминах филологической герменевтики, объединяющей в себе художественное и языковое, или литературу и язык, конструктивное выражение.
М е т а ф о р и з а ц и и на основе собственно метафоры или иных тропов (эпитетов, синекдох, метонимии, гипербол, литот и др.) служат для пробуждения рефлексии реципиента при восприятии текста.

Оригинальным подходом к истокам метафоризации отличается точка зрения Н.О.
Гучинской, которая строит свою концепцию на понятии символа, который и представляет, по ее мнению, «механизм воплощения невидимого в видимом» (Гучинская, 1993:21).
Поскольку толкование термина «символ» достаточно широко (Ср.: «значение этого термина ...
в истории науки настолько велико, что даже едва ли перечислимо».
Лосев, 1982:63) под символом будем понимать условный обобщенный образ, воплощенный в словесной ткани текста.
Происхождение символа (окказионального символа: см.
Макеева, 1997) может быть связано с интеграцией коннотаций лексической единицы в дистантно и контактно расположенных дробях текста, ибо «этимология этого слова «символ» указывает на соединение двух планов действительности, содержит в себе все возможные проявления вещи и создает перспективу для ее бесконечного развертывания в мысли» (Философская энциклопедия, 1970:10).
Проблема символа (Mowrer, 1960; Chafe ,1967; Бутырин, 1972; Лосев, 1976,1982)

[стр.,114]

• п олисинд ет он многосоюзие (многопредложие) описание замедленного движения, медленно текущие события, описание постепенности смены событий их разнообразия; • асиндет он бессоюзие, изображающее быструю смену событий, а так же их однообразие, монотонность; • анаст роф а (или простой хи а зм ) изображение монотонных, протекающих то в прямом, то в обратном направлении событий, перемещений и проч.
(Хазагеров, Ширина, 1994).
Подчеркиванием мы выделили некоторые общие черты в смысловом функционировании этих фигур в тексте, что открывает путь для их взаимозаменяемости при продуцировании текста.
Такие замены становятся возможными вследствие действия закона универсальной субст ит ут ивност и в языке, открытого Ю.М.
Скребневым, согласно которому любой выбор средств выражения может трактоваться как орудие пробуждения рефлексии над тем или иным опытом (Скребнев, 1975).
Только тончайшие нюансы их смыслопорождающего потенциала заставляют писателя остановить свой выбор на каком-то определенном из них.
Поскольку, как совершенно справедливо отмечал в своехМ труде но риторике А.Ф.
Мерзляков: «С каким бы намерением автор ни писал, какие бы ни были виды его сочинения, всегда он должен так выражаться, чтобы его понимали, в противном случае все труды его потеряны» (Мерзляков, 1996:136).
Любая техника метафоризации основана на метафоре как естественном истоке.
М ет аф ора это и операция, и образ, и способ представления реальности.
Самая простая метафора представляет собой перенесение информации, содержащейся в одном члене (полюсе) оппозиции (метафоризирующем компоненте), на подкласс предметов, попадающих
иод противоположный член (полюс) оппозиции.
В этом случае структура метафоры проявляется с наибольшей отчетливостью.
Метафора результат взаимодействия метафоризирующего и метафоризируемого, все возможные комбинации которых ограничены рамой метафоры, т.е.
соответствующей 114

[стр.,164]

ВЫВОДЫ 164 Под риторическим и техн и кам и мы подразумеваем, те авторские приемы построения текста, которые способствуют выведению читателя в рефлективную позицию.
К ним мы отнесли следующие приемы авторского построения художественного текста: техники метафоризации; техники экспликации и импликации; техники актуализации; техники «минус приема»; техники создания многослойного образа; техники создания иронического контекста; техники ритмизации прозаического текста.
Стремление автора быть максимально точно и полно понятым заставляет его отбирать определенные средства для воплощения собственного замысла, очень часто выбор осуществляется на уровне бессознательного, поскольку в создании художественного текста присутствуют как сознательные, так и бессознательные процессы мышления.
Техники метафоризации имеют в своей основе использование в ткани текста различных тропов.
М е т а ф о р и з а ц и и на основе собственно метафоры или иных тропов (эпитетов, синекдох, метонимии, гипербол, литот и др.) служат для пробуждения рефлексии реципиента при восприятии текста.

Основой метафоры может выступать символ, ассоциация или аналогия, но в любом случае она строится на взаимодействии метафоризирующего и метафоризируемого, все возможные комбинации которых ограничены рамой метафоры, т.е.
соответствующей категориальной оппозицией.
Под воздействием значения, присущего метафоризирующему компоненту, смысл метафоризируемого компонента преобразуется.
Метафора как универсальный иррационально-рациональный троп становится таковым благодаря своей языковой природе, поскольку и символ, и аллегория в тексте легко преображаются в метафору, давая представление о становлении чего-то нового.

[Back]