эмоционального восприятия прототекста в новом тексте, на фоне которого воссоздается цитирующий текст» (Попова 1998: 18). Реминисценцию можно рассматривать как еще один прием создания многослойного образа. По мнению Е.И. Замятина, «реминисценция главнейший «сознательный» прием авторского текстопостроения, рассчитанный на художественную память читателя, провоцирующий у него возникновение сложных ассоциаций за счет намеков на творчество другого писателя. Приемом реминисценции достигается побочная цель художественная экономия» (Замятин 1988: 36). Можно сказать, что реминисценция это тот мазок, который добавляет яркости всей картине. 7. Техника создания иронического контекста Средства создания ироничной ситуации в тексте или ироничного отношения к обычной ситуации повествования служат для пробуждения рефлексии над противоположным тому (или принципиально несходным с тем), что непосредственно представлено в тексте по содержанию или даже по смыслу. К числу средств текстообразования, обладающих сходным механизмом воздействия на рефлексию реципиен т, безусловно, относится и юмор. «Taking someone s admirer when one lose one’s own. In good society that always whitewashes a woman» (The Picture of Dorian Gray 1994: 119). «Самое верное утешение отбить поклонника у другой, когда теряешь своего. В высшем свете это всегда реабилитирует женщину» (Портрет Дориана Грея 1993: 90). Стимулом к началу рефлексивного процесса над риторическими средствами текстопостроения, использованными автором для реализации смысла данного афоризма и последовательной фиксации рефлексии во всех трех поясах системомыследеятельности, послужила ирония авторской позиции. Риторический эффект данной дроби текста достигается в тот момент, когда автор иронизирует по поводу умения женщин находить утешение, привлекая к себе внимания чужого поклонника, что еще и отражает его негативное отношение к природе женщины. Но эта мысль находит свое продолжение в 104 |
цели. Вся жизнь Ольги Сергеевны, главной героини рассказа, прошла «в полном согласии с эпохой: м а ть умерла о т тиф а; брата расстреляли», сама она стала участницей растянувшегося на целое столетие исхода. Будучи женщиной незаурядной и прекрасной, из тех, о которых говорили «золотой запас» страны, она, как и автор, была против заурядного стандарта гражданской войны и насильственно насаждаемого нового строя. Но земля обетованная за границей не стала ее землею. Ее бессмысленная смерть в конце рассказа ~ это протест против формулы об исторической необходимости и лицемерных утверждений о неизбежности жертв ради сияющего будущего, неопровержимо выраженный доводами искусства. Реминисценцию можно рассматривать как еще один прием создания многослойного образа. В «Краткой литературной энциклопедии» она определяется как «бессознательное заимствование автором чужих образов или ритмико-синтаксических ходов» (КЛЭ, т.6:254). По мнению Е.И. Замятина, реминисценция — главнейший «сознательный» прием авторского текстопостроения, рассчитанный на художественную память читателя, провоцирующий у него возникновение сложных ассоциаций за счет намеков на творчество другого писателя. Приемом реминисценции достигается побочная цель — художественная экономия (Замятин, 1988:36). Как мы видим из приведенных здесь определений, в противоречие вступают моменты сознательного/бессознательного при использовании реминисценции продуцентом, дело в том, что оба эти момента в творчестве вообще равнозначны это одна из тайн творческого процесса, раскрыть, что было доминирующим в создании того или иного художественного текста может только сам его автор. Говоря образно, реминисценция это тот мазок, который добавляет яркости всей картине: «О тчего катастроф а на тилигулъекой насыпи. стоивш ая жизни нескольким десяткам человек, заставила кричать о себе всю Россию, а на аванпостные дела с «незначительными» потерями т о ж е в несколько десятков человек никто не обращ ает внимания?» (В.М. Гаршин:34) 142 элементов и неповторимого целого. Узнавание и встреча с новым, незнакомым. Оба этих момента (узнавание повторимого и открытие нового) должны быть нераздельно слиты в живом акте понимания: ведь неповторимость целого отражена и в каждом повторимом элементе, причастном к целому (он, так сказать, повторимо-неповторим)» (Бахтин, 1986:366). 3,6 Техники создания иронического контекста Средства создания иронически окрашенного контекста можно и нужно рассматривать как самостоятельную технику программирования автором читательского восприятия художественного текста, так как присутствие иронии в тексте может обеспечиваться сочетанием техник: в ходе ее реализации может быть задействована и техника создания многослойного образа, и средства прямой отсылки к отдаленной онтологической картине. Все это говорит о том, что ирония это одновременная комбинация нескольких авторских техник текстопостроения. Как писал М.М. Бахтин: «Ирония вошла во все языки нового времени (...), вошла во все слова и формы... Ирония есть повсюду от минимальной, неощущаемой, до громкой, граничащей со смехом» (Бахтин, 1986:367). В словаре Уэбстера дается следующее определение иронии: «Ирония метод юмористического или саркастического выражения, при котором подразумеваемое значение слов прямо противоположно их обычному значению» (\У т1Х > .Е .Ь ., 1958:506). Явление иронии в тексте и дискурсе исследуется многими авторами, но как бы не различались их точки зрения по частным оттенкам иронически окрашенных высказываний, все они сходятся в одном мнении, что смысл ироничного высказывания в целом противоположен значениям слов, его составляющих. Средства создания ироничной ситуации в тексте или ироничного отношения к обычной ситуации повествования служат для пробуждения рефлексии над противоположным тому (или принципиально несходным с тем), что непосредственно представлено в тексте по содержанию 145 онтологической картине. Все это говорит о том, что ирония это одновременная комбинация нескольких авторских техник текстопостроения. Как бы не отличались мнения различных авторов по поводу иронии в тексте, все они сходятся в одном смысл ироничного высказывания в целом противоположен значениям слов, его составляющих. Средства создания ироничной ситуации в тексте или ироничного отношения к обычной ситуации повествования служат для пробуждения рефлексии над противоположным тому (или принципиально несходным с тем), что непосредственно представлено в тексте по содержанию или даже по смыслу. Многими авторами признается все более единодушно существование ритма не только в естественной разговорной речи, но и в художественной прозе, причем последний управляется и организуется интеллектуально смыслом и имеет своим истоком ритм разговорной речи. Единицами композиционного ритма в прозе выступают соответственно сегменты риторической структуры текста периоды, в рамках которых реализуется та или иная точка зрения. Ритм членения создается за счет абзацных пауз или пауз между периодами, отражающих намерение автора: дробность дает прерывистость, объем периодов регулирует замедление или убыстрение ритма повествования. В рамках данного исследования мы склонны рассматривать период как суперсегментную единицу содержательной структуры текста, его отрезок, характеризующийся признаками ц е л ь н о с т и , с в я з н о с т и , а т а к ж е о б я з а т е л ь н о с т ь ю с о х р а н е н и я о п р е д е л е н н о й т о ч к и з р е н и я . Точку зрения определяют следующие компоненты: пространственно-временной, субъективный и психологический. Формой реализации р и тм а текста выступает его перспектива, изменение же обычной картины видения происходит за счет приращения смысла в компоненты точки зрения при их качественном преобразовании. При определении перспективы текста оказывается релевантным учет смен описания 168 |