Проверяемый текст
Макеева Марина Николаевна. Риторика художественного текста и ее герменевтические последствия (Диссертация 2000)
[стр. 175]

образом, риторический идеал можно описать как иерархию трех основных элементов: мысль истина, благо добро, красота гармония.
Выделенные
характеристики риторического идеала позволяют определить риторику художественного текста как смысловую насыщенность, устремленность текста к истине, добру и красоте, понимаемой как целесообразность, функциональность, строгая гармония; в совокупности воспринимаемые реципиентом текста как побуждение к осмыслению нового опыта и переосмыслению собственного.
Данное исследование проведено с позиций риторико-рефлексивного анализа, поэтому нам был важен не столько анализ структуры текста как таковой, расположение в нем тропов и фигур (или их полное отсутствие), сколько наступившие в результате рецепции текста герменевтические последствия.
Риторико-рефлексивный анализ, определяемый как особая методика исследования художественного текста, заключается в изучении и описании риторических средств, приемов и способов организации текстового пространства как оптимального для пробуждения рефлексии и использования рациональной программы герменевтических техник при рецепции текстового материала.
Риторика художественного текста, представленная его поэтикой, выступает как составляющая часть параметра его художественности, поскольку они связываются воедино одной
«тканыо» в виде средств художественного текстопостроения, а при обращении на них рефлексии реципиента способны обогащать духовное пространство человека и культуры в целом.
Основные для риторики термины этос, пафос и логос по сравнению с их философской трактовкой во времена Древней Греции, в риторике получили значения, присущие речевой деятельности: этос создает условия для речи, пафос служит источником создания ее смысла, а логос выступает как словесное воплощение пафоса в рамках этоса.

175
[стр. 55]

филологией в практике анализа художественного текста может приоткрыть исследователю, работающему с текстом, какие-то из ранее не видимых его граней.
Именно в силу этих причин риторика художественного текста выделена нами как предмет рассмотрения в данной работе.
Художественный текст как предмет изучения находится в сфере внимания лингвистики, литературоведения, т.е.
широкого спектра филологических дисциплин.
Очевидно, что требования, традиционно предъявляемые риторикой к звучащей речи ораторов, в полной мере могут быть отнесены и к художественному тексту, поскольку последний строится на основе, в большей или меньшей мере, осознанного стремления продуцента текста следовать риторическому идеалу своего времени.
Понятие р и т о р и ч е с к о г о и д е а л а мы определяем, как «образ» или «образец» хорошей речи, существующий в сознании ритора, в котором истина и мысль главенствуют как основные принципы речи, а добро и правда не менее важны и в котором красота речи понимается как ее гармония и порядок.
Риторический идеал, выработанный Сократом, отраженный в диалогах Платона, воспринятый и развитый в «Риторике» Аристотеля, можно описать как иерархию трех основных элементов: мысль истина, благ о добро, красота гармония.
Выделенные
нами характеристики риторического идеала позволяют определить, р и т о р и к у х у д о ж е с т в е н н о г о т е к с т а к а к с м ы с л о в у ю н а с ы щ е н н о с т ь , у с т р е м л е н н о с т ь т е к с т а к и с т и н е , д о б р у и к р а с о т е , п о н и м а е м о й к а к ц е л е с о о б р а з н о с т ь , ф у н к ц и о н а л ь н о с т ь , с т р о г а я г а р м о н и я ; в с о в о к у п н о с т и в о с п р и н и м а е м ы е р е ц и п и е н т о м т е к с т а к а к п о б у ж д е н и е к о с м ы с л е н и ю н о в о г о о п ы т а и п е р е о с м ы с л е н и ю с о б с т в е н н о г о .
Итак, риторика художественного текста выступает как составляющая часть параметра его художественности, поскольку они связываются воедино одной «тканью» в виде средств художественного текстопостроения, а при обращении на них рефлексии реципиента способны обогащать духовное пространство человека и культуры в целом.


[стр.,286]

меньшей мере, стремления продуцента текста следовать риторическому идеалу своего времени.
Понятие риторического идеала мы определяем, как «образ» или «образец» хорошей речи, существующий в сознании ритора, в котором истина и мысль становятся основными принципами речи, главенствуют добро и правда, а красота речи понимается как ее гармония и порядок.
Таким образом, риторический идеал можно описать как иерархию трех основных элементов: мысль истина, благо добро, красота гармония.
Выделенные
нами характеристики риторического идеала позволяют определить, риторику художественного текста как смысловую насыщенность, устремленность текста к истине, добру и красоте, понимаемой как целесообразность, функциональность, строгая гармония; в совокупности воспринимаемые реципиентом текста как побуждение к осмыслению нового опыта и переосмыслению собственного.
Данное исследование проведено с позиций риторико-рефлексивного анализа, поэтому нам был важен не столько анализ структуры текста как таковой, расположение в нем тропов и фигур (или их полное отсутствие), сколько наступившие в результате рецепции текста г е р м е н е в т и ч е с к и е п о с л е д с т в и я .
Риторико-рефлексивный анализ, определяемый как особая методика исследования художественного текста, заключается в изучении и описании риторических средств, приемов и способов организации текстового пространства как оптимального для пробуждения рефлексии и использования рациональной программы герменевтических техник при рецепции текстового материала.
Риторика художественного текста, представленная его поэтикой, выступает как составляющая часть параметра его художественности, поскольку они связываются воедино одной
«тканью» в виде средств художественного текстопостроения, а при обращении на них рефлексии реципиента способны обогащать духовное пространство человека и культуры в целом.
286

[стр.,288]

Основные для риторики термины этос, пафос и логос по сравнению с их философской трактовкой во времена Древней Греции, в риторике получили значения, присущие речевой деятельности: этос создает условия для речи, пафос служит источником создания ее смысла, а логос выступает как словесное воплощение пафоса в рамках этоса.
Художественная литература с точки зрения э т о с а предполагает свободу выбора реципиентом текста для чтения и понимания.
П а ф о с художественной речи проявляется в развитии воображения читателя, а по признаку л о г о с а функция художественной речи выразить переживание автора и заразить этим переживанием смысла реципиента текста.
В каждом конкретном художественном тексте этос, пафос и логос образуют свою неповторимую конфигурацию.
В логосе художественного текс та словесно выражены важные смысловые категории, которые ощущаются то как часть личной психологической сущности человека (пафос), то как часть его социальной организации (этос).
Для реципиента художественного текста эти индивидуальные психические и социальные категории включены в сами средства построения текста, т.е.
в его языковую осязаемую природу и одушевляют ее, т.к.
без этоса и пафоса логос теряет смысл.
Создание художественного текста осуществляется продуцентом в ходе риторического акта.
Риторический а к т это последовательное воплощение продуцентом собственного замысла в языковых и архитектонических средствах художественного текстопостроения.
С позиции коммуникативной лингвистики структура художественного текста, его риторическая организация, создает возможность и программу для сотворчества читателя, которое инициируется риторикой художественного текста и выражается в герменевтическом акте реципиента.
Рефлексивное осмысление текстового материала представляет собой процесс взаимодействия реципиента текста и самого текста, в ходе которого он преломляет логос текста через мир своего опыта мыследействования, т.е.
опыт использования рефлексии, ее типов и механизмов развертывания.
288

[Back]