Проверяемый текст
Макеева Марина Николаевна. Риторика художественного текста и ее герменевтические последствия (Диссертация 2000)
[стр. 176]

Создание художественного текста осуществляется продуцентом в ходе риторического акта.
Риторический акт это последовательное воплощение
продуцентом собственного замысла в языковых и архитектонических средствах художественного текстопостроения.

Рефлексия реципиента текста активизируется в
ходе
герменевтического акта, представляющего собой постижение реципиентом смысла текста в результате активного коммуникативного действования (направленной рефлексии), инициированного риторически маркированными средствами текстопостроения.
Главный вывод из рассуждений о функции риторики в художественном тексте состоит
в пробуждении и направлении рефлексии реципиента в русло, задаваемое риторической ситуацией текста.
И тогда, функцию риторики в художественном тексте можно определить как пробуждающую и направляющую, обеспечивающую возникновение и успешное протекание герменевтического акта реципиента, приводящего, в конечном итоге, к пониманию текста.

Основным условием реализации художественной функции текста и является его понимание.
Понимание мы определяем как постижение смысла текста через его элементы с рефлексией над опытом читателя.
Рассматривая процесс понимания как рефлективный процесс, мы указываем на то, что в рефлективном акте при рецепции опредемеченных в художественной реальности смыслов важным этапом является множественность фиксаций рефлексии.
В проведенном нами анализе на материале романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» мы, наряду с метафорой, афоризмом, аллюзией и иронией, в основном, исследовали парадоксальные высказывания одного из главных героев данного произведения.
На их основе мы попытались проследить процесс формирования смысла после когнитивной обработки полученной реципиентом текста информации.
Когнитивная структура парадокса представляется как столкновение трех концептуальных компонентов: утверждения, противоутверждения и выводимого в результате их взаимодействия 176
[стр. 58]

средства построения текста, т.е.
в его языковую осязаемую природу и одушевляют ее, т.к.
без этоса и пафоса логос теряет смысл.
Создание художественного текста осуществляется продуцентом в ходе риторического акта.

С позиции продуцента текста риторический а к т это последовательное воплощение собственного замысла в языковых и архитектонических средствах художественного текстопостроения.
Поскольку психология литературного творчества не является специальным предметом исследования в данной работе, то нами совершенно сознательно было введено понятие риторического акта как синонима акта творческого (литературного), но без психологического оттенка в его характеристике.
С позиции коммуникативной лингвистики структура художественного текста, его риторическая организация, создает возможность и программу для сотворчества читателя, которое инициируется риторикой художественного текста и выражается в герменевтическом акте реципиента.
Рефлексивное осмысление текстового материала представляет собой процесс взаимодействия реципиента текста и самого текста, в ходе которого он преломляет логос текста через мир своего опыта мыследействования, т.е.
опыт использования рефлексии, ее типов и механизмов развертывания.
Рефлексия реципиента текста активизируется в
процессе герменевтическиого а к т а , представляющего собой постижение реципиентом смысла текста в результате активного коммуникативного действования (направленной рефлексии), инициированного риторически маркированными средствами текстопостроения.
Взаимодействие акта риторического и акта герменевтического на поле текста можно описать в терминах риторики следующим образом: в ходе риторического акта, п а ф о с продуцента текста преломляется в л о г о с текста, который и образует его п о л е .
Логос текста задается его риторикой (риторические средства + риторическая ситуация), именно риторика текста, как

[стр.,288]

Основные для риторики термины этос, пафос и логос по сравнению с их философской трактовкой во времена Древней Греции, в риторике получили значения, присущие речевой деятельности: этос создает условия для речи, пафос служит источником создания ее смысла, а логос выступает как словесное воплощение пафоса в рамках этоса.
Художественная литература с точки зрения э т о с а предполагает свободу выбора реципиентом текста для чтения и понимания.
П а ф о с художественной речи проявляется в развитии воображения читателя, а по признаку л о г о с а функция художественной речи выразить переживание автора и заразить этим переживанием смысла реципиента текста.
В каждом конкретном художественном тексте этос, пафос и логос образуют свою неповторимую конфигурацию.
В логосе художественного текс та словесно выражены важные смысловые категории, которые ощущаются то как часть личной психологической сущности человека (пафос), то как часть его социальной организации (этос).
Для реципиента художественного текста эти индивидуальные психические и социальные категории включены в сами средства построения текста, т.е.
в его языковую осязаемую природу и одушевляют ее, т.к.
без этоса и пафоса логос теряет смысл.
Создание художественного текста осуществляется продуцентом в ходе риторического акта.
Риторический а к т это последовательное воплощение продуцентом собственного замысла в языковых и архитектонических средствах художественного текстопостроения.

С позиции коммуникативной лингвистики структура художественного текста, его риторическая организация, создает возможность и программу для сотворчества читателя, которое инициируется риторикой художественного текста и выражается в герменевтическом акте реципиента.
Рефлексивное осмысление текстового материала представляет собой процесс взаимодействия реципиента текста и самого текста, в ходе которого он преломляет логос текста через мир своего опыта мыследействования, т.е.
опыт использования рефлексии, ее типов и механизмов развертывания.
288

[стр.,289]

Рефлексия реципиента текста активизируется в ходе герменевтическиого а к т а , представляющего собой постижение реципиентом смысла текста в результате активного коммуникативного действования (направленной рефлексии), инициированного риторически маркированными средствами текстопостроения.
Взаимодействие акта риторического и акта герменевтического на поле текста можно описать в терминах риторики следующим образом: в ходе риторического акта, п а ф о с продуцента текста преломляется в л о г о с текста, который и образует его п о л е .
Логос текста задается его риторикой (риторические средства + риторическая ситуация), именно риторика текста, как одна из главных составляющих его художественности, пробуждает рефлексию реципиента.
Логос текста, воспринятый и преломленный через э т о с реципиента, образует п р о с т р а н с т в о п о н и м а н и я т е к с т а , границы которого выходят за поле текста, но, тем не менее, задаются именно этим конкретным полем.
Взаимодействие двух видов опыта (продуцента и реципиента) в ходе сопряжения риторического и герменевтического актов на иоле текста способствует расширению и обогащению опыта реципиента текста.
Главный вывод из рассуждений о функции риторики в художественном тексте состоит
том, что традиционное представление о риторике как у б е ж д а ю щ е й коммуникации на поле художественного текста несколько видоизменяется, поскольку цель создания художественного текста не убеждение, а пробуждение и направление рефлексии реципиента в русло, задаваемое риторической ситуацией текста.
И тогда, функцию риторики в художественном тексте можно определить как п р о б у ж д а ю щ у ю и н а п р а в л я ю щ у ю , обеспечивающую возникновение и успешное протекание герменевтического акта реципиента, приводящего, в конечном итоге, к пониманию текста.

Проблема понимания текстов культуры выступает главным объектом исследования в филологической герменевтике, о чем свидетельствуют многочисленные труды ученых, посвященные исследованию этой проблемы.
289

[Back]