Проверяемый текст
Макеева Марина Николаевна. Риторика художественного текста и ее герменевтические последствия (Диссертация 2000)
[стр. 46]

представлениями, и формируемого когнитивными структурами.
«В качестве таких когнитивных структур могут выступать и концепты как мыслительные категории, которые представляют собой то, что мыслится «вместе», что существует в сознании как некая отдельность, обозначенная единицей универсально-предметного кода» (Стернин 1999: 74-75).
Лингвистические когнитивные структуры лежат в основе языковой компетенции, феноменологические когнитивные структуры формируют представление о
феноменах экстралингвистической природы.
Чем больше и разнообразнее набор
прецедентных когнитивных структур в сознании индивида, тем успешнее протекает понимание.
3.
Распредмечивающее понимание определяется как «понимающий синтез» смыслов текста на основе анализа средств их
опредметивших, необходимый процесс мыследействования с идеальными реальностями (Снитко, 1999), презентируемыми в тексте, как с помощью средств экспликации, так и импликации.
Особенность взаимодействия с текстом при этом понимании характеризуется «распредмечиванием риторических структур текста, ни одна из которых непосредственно
нс обозначает заложенного автором и построенного реципиентом смысла» (Там же: 58).
Распредмечивающее понимание чаще всего бывает обращено на тексты художественных произведений.
Процесс распредмечивающего понимания фокусируется на человеческой субъективности, и в нем в снятом виде присутствуют некоторые аспекты семантизирующего и когнитивного понимания, а фиксации рефлексии свидетельствуют о
задействованности в этом процессе всех трех поясов схемы: (мД), (М-К) и (М).
Распредмечивающее понимание, однако, отличается от семантизирующего и когнитивного не только уровнем сложности, но и своим предметом и структурными свойствами текстов, ориентированных на этот тип понимания.

Автор отмечает, что чёткой грани между ними нет, так как «понимание это семиотическая деятельность, которая предполагает постоянное взаимодействие всех компонентов семиозиса: лингвистических знаков, когнитив46
[стр. 66]

2.
К огнитивное понимание, можно охарактеризовать как мыследействие с содержаниями и способами их развития в тексте, возникающее при преодолении трудностей в освоении сюжета произведения, то есть тех предикаций, которые составляют основу пропозициональных структур текста и предстают перед читателем в форме тех же самых единиц текста, с которыми сталкивается семантизирующее понимание, причем момент семантизации здесь присутствует в снятом виде.
Этот вид понимания отличается «разделенностью средств коммутирования и содержания коммуникации», обусловливает оперирование не только значениями, но и смыслами, выводя в конечном итоге на знания (Там же:44-56).
Этому этапу освоения содержательности текста, вероятно, в большей степени будут соответствовать фиксации рефлексии в поясе (М-К).
Когнитивная обработка содержательности художественного текста во время чтения —это деятельность по его пониманию.
Важно подчеркнуть, что параллельно с пониманием хода развития содержания, следует еще и усматривать смыслы, опредмеченные в текстовых формах, поскольку только в этом случае можно говорить об освоении содержательности художественных текстов.
Одновременно у реципиента возникают ментальные репрезентации, то есть свое видение описываемой в тексте художественной реальности, запрограммированной автором в средствах текстоиостроения.
При этом реципиент более или менее полно понимает, что имеет в виду автор.
Этому способствует наличие когнитивного пространства индивидуума, представленного лингвистическими и феноменологическими знаниями и представлениями, и формируемого когнитивными структурами (Ortony, Clore, Collins, 1988).
В качестве таких когнитивных структур могут выступать и концепты как мыслительные категории, которые представляют собой то, что мыслится «вместе», что существует в сознании как некая отдельность, обозначенная единицей универсально-предметного кода» (Стернин, 1999:74-75).
Лингвистические когнитивные структуры лежат в основе языковой компетенции, феноменологические когнитивные структуры формируют представление о
66

[стр.,67]

феноменах экстралингвистической природы.
Чем больше и разнообразнее набор
«коллективных» когнитивных структур (прецедентных) в сознании индивида, тем успешнее протекает понимание.
3.
Распредмечивающее понимание, определяется как «понимающий синтез» смыслов текста на основе анализа средств их
опредмегивших, необходимый процесс мыследействования с идеальными реальностями (Снитко, 1999) (разными типами усмотренных смыслов, идейными интервалами), презентируемыми в тексте как с помощью средств экспликации, так и импликации.
Особенность взаимодействия с текстом при этом понимании характеризуется распредмечиванием риторических структур текста, ни одна из которых непосредственно
не обозначает заложенного автором и построенного реципиентом смысла (Там же:58).
Распредмечивающее понимание чаще всего бывает обращено на тексты художественных произведений.
Процесс распредмечивающего понимания фокусируется на человеческой субъективности и в нем в снятом виде присутствуют некоторые аспекты семантизирующего и когнитивного понимания, а фиксации рефлексии свидетельствуют о
задействоваиности в этом процессе всех трех поясов схемы: (мД), (М-К) и (М).
Распредмечивающее понимание, однако отличается от семантизирующего и когнитивного не только уровнем сложности, но и своим предметом и структурными свойствами текстов, ориентированных на этот тип понимания.

Термин «понимание» объединяет в себе две стороны: во-первых, его можно рассматривать как процесс, и тогда главной характеристикой понимания становится п р о ц е с с у а л ь н о с т ь ; во-вторых, понимание это и результат процесса понимания, тогда на первый план выступает его с у б с т а н ц и а л ь н о с т ь .
Субстанциальность и процессуальность образуют две стороны понимания, которые взаимосвязаны и взаимозависимы, поскольку субстанцией понимания являются содержания, значения, смыслы, их мельчайшие единицы ноэмы, а также категоризованные смыслы, т.е.
метасмыслы и идеи; процессуальность подразумевает наличие множества 67

[Back]