текста параметр художественности и риторика художественного текста оказываются неразрывно связанными одной «тканью» в виде средств художественного текстопостроения. Риторика, понимаемая как эффективность речевого воздействия, «присутствует и там, где нет осознанного в большей или меньшей мере поиска пути оптимизации взаимодействия уже потому, что человеку изначально потребно искать коммуникативного успеха это одно из необходимых условий жизнедеятельности человека» (Варзонин 1998: 16). Можно предположить, что именно поэтому писатель в процессе создания художественного произведения так много и долго работает со словом и над словом, чтобы быть понятым своими читателями, чтобы, может быть, и неосознанно, но, все-таки, соответствовать риторическому идеалу своего времени. «Риторика выступает как система, определяющая изменение значений слов в фигурном поле произведения. Риторика выявляется в этом случае как противоположность фигуративному и дословному смыслу. В этом и состоит важнейшая ее особенность. Она рассматривает надфразовые значения и занимается не словом как таковым (не лексико-грамматическими значениями слов), а смыслом, порожденным контекстом образов. Поэтому риторика собственно отражает законы порождения смысла в литературных жанрах» (Поляков 1986: 203). Отказ от анализа художественного произведения как замкнутой автономной структуры и акцентирование характера его воздействия на читателя отвечало возрастающей роли теории коммуникации. По справедливому замечанию многих ученых, «Риторике отводится ведущая роль в изучении соотношения интерпретаций с интерпретируемым сообщением (текстом). Риторическая направленность исследования художественного произведения предполагает объяснение выбора языковых средств писателем, а также механизмов понимания художественного текста, приемов, используемых автором для выражения оценки и, шире, для целенаправленного воздействия на адресата (читателя)» (Трошина 1987: 144). «В основе риторической функции тек51 |
такого рода текстов она становится, вероятно, одной из главных характерологических черт. Художественность как параметр тоже может быть присуща не только текстам литературным, но и тем, которые не принадлежат к этому жанру (например, текст Библии, который считается сакральнохудожественным). Главное отличие текстов художественных от нехудожественных видится в том, что при понимании первых объектом рефлексии выступает сам текст, а при понимании вторых, объект, лежащий за пределами текста и только вводимый текстовыми средствами (Галеева, 1999:30). Только внутри литературно-художественного текста параметр художественности и риторика художественного текста оказываются неразрывно связанными одной «тканью» в виде средств художественного текстопостроения. Риторика, понимаемая как эффективность речевого' воздействия, «присутствует и там, где нет осознанного в большей или меньшей мере поиска пути оптимизации взаимодействия уже потому, что человеку изначально потребно искать коммуникативного успеха это одно из необходимых условий жизнедеятельности человека» (Варзонин, 1998:16). Наверное, именно поэтому писатель в процессе создания художественного произведения там много и долго работает со словом и над словом, чтобы быть понятым своими современниками, чтобы, может быть, и неосознанно, но, всетаки, соответствовать риторическому идеалу своего времени. 1.2 Современные концепции риторичности и риторического в исследовании художественного текста За многовековую историю существования риторики понимание ее предмета, задач и соотношения с другими дисциплинами, в частности с лингвистикой и теорией текста неоднократно претерпевало кардинальные изменения. История риторики, как бы противоречиво она ни складывалась, есть история стилей жизни. И, поскольку, каждое новое общество несет новый стиль 24 |