Проверяемый текст
Макеева Марина Николаевна. Риторика художественного текста и ее герменевтические последствия (Диссертация 2000)
[стр. 52]

ста в отличие от информативной лежит непосредственная (или декларируемая) цель, интенция говорящего или слушающего.
Она служит передаче личностно-смыловых оттенков предметного содержания» (Цепцов 1990: 91).
«Гармоническая организация текста это такое соотношение всех языковых и неязыковых элементов, которое приводит его к непрерывности (слитности, непроницаемости), имеющей эстетическую значимость.
Гармоническая организация основа художественной формы, непосредственно связана с содержанием, координирующая все языковые средства художественного текста как его содержательные компоненты на горизонтали, вертикали, глубине, ведущие все элементы к целостности, единству» (Штайн 1994: 3).
Сторонники риторического анализа художественной литературы видят основу для прагматического толкования текста в синтезе герменевтического, коммуникативного и критического аспектов.
Риторическая поэтика, в фокусе которой находится читатель и процесс чтения, в настоящее время развивается на основе углубленного систематического описания текстуальных структур.
Это позволяет эксплицировать процесс чтения литературы в терминах обработки информации текст с учетом коммуникативных принципов речевого взаимодействия и стратегий интерпретации.
По мнению Ю.В.
Рождественского, риторика на современном этапе призвана решать две основные задачи.
«Первая задача риторики состоит в умении быстро воспринимать речь во всех видах слова и извлекать нужные смыслы для принятия оперативных решений, не давать себя увлечь, сбить на деятельность, невыгодную себе и обществу.
Вторая задача риторики есть умение изобретать мысли и действия и облекать их в такую речевую форму, которая отвечает обстоятельствам.
Это значит уметь создавать монолог, вести диалог и управлять им, управлять системой речевых коммуникаций в пределах своей компетенции.
Обе задачи должны опираться на культуру речи данного общества» (Рождественский 1997: 10-11).
В данном высказывании достаточно четко прослеживается генетическая связь с античными
предегав52
[стр. 25]

жизни, постольку оно требует обновления риторики.
Отсюда вытекает ее “главная стилевая задача понимание и пользование всеми видами слова, а не только публичной устной речью’’ (Кохтев, 1994:23).
По мнению Ю.В.
Рождественского, риторика на современном этапе призвана решать две основные задачи.
«Первая задача риторики состоит в умении быстро воспринимать речь во всех видах слова и извлекать нужные смыслы для принятия оперативных решений, не давать себя увлечь, сбить на деятельность, невыгодную себе и обществу.
Вторая задача риторики есть умение изобретать мысли и действия и облекать их в такую речевую форму, которая отвечает обстоятельствам.
Это значит уметь создавать монолог, вести диалог и управлять им, управлять системой речевых коммуникаций в пределах своей компетенции.
Обе задачи должны опираться на культуру речи данного общества» (Рождественский, 1997:10-11).
В данном высказывании достаточно четко прослеживается генетическая связь с античными
представлениями о риторике как «науке убеждать», в арсенале которой имеется развитая теория тропов и фигур.
Риторика в таком случае определяется как «убеждающая коммуникация» (Дюбуа, 1986), а риторическая функция речи как функция целенаправленного воздействия речи на ее получателя.
Однако в понимании того, что составляет суть риторической функции, имеются некоторые расхождения между исследователями, так специалисты по неориторике склонны именовать риторической функцией то, что в классической теории функций Р.
Якобсона названо поэтической функцией «направленностью на сообщение как таковое, сосредоточением внимания на сообщении ради него самого» (Якобсон, 1975:202).
Риторическая функция признается трансцендентной по отношению к другим языковым функциям, что дает возможность изучать проявления р и т о р и ч е с к о г о в любом типе вербальной коммуникации (Дюбуа, 1986).
Феномен речи устной или письменной является не только тем, что составляет основной признак общества коммуникацию, но и дает представление о динамике развития общества благодаря речи.
Каждому виду 25

[Back]