Проверяемый текст
Макеева Марина Николаевна. Риторика художественного текста и ее герменевтические последствия (Диссертация 2000)
[стр. 56]

экспликационными средствами, служащий сигналом для пробуждения рефлексии реципиента.
«Риторическую ситуацию» (термин М.Н.
Макеевой) можно определить как с позиции продуцента текста, так и с позиции реципиента.
Риторическая ситуация это создаваемая продуцентом текста конфигурация точек риторического усиления с целью пробуждения рефлексии реципиента в процессе понимания.
Риторическая ситуация воспринимается реципиентом в процессе понимания текста как взаимное пересечение проекций содержания текста и текстовых средств на создаваемую ими художественную реальность.
Риторическая ситуация может быть представлена в тексте различными актуализациями.

Актуализация представляет собой использование таких языковых единиц, которые воспринимаются как необычные, лишенные автоматизма
и в силу этого привлекающие внимание и обеспечивающие фиксацию рефлексии в действительности пояса мысли-коммуникации.
Неожиданность средств текстопостроения,
их несоответствие привычной схеме мыследействования усиливает эмоциональную напряженность текста, стимулирует рефлексию, усиливает производимый текстом эффект.
Актуализации риторической ситуации помогают автору передать множественный, уплотненный художественный смысл.

«Творческий потенциал языка, по мнению Л.Н.
Мурзина, связан с понятием риторического поля, в которое входят такие языковые средства, как тропы и фигуры речи» (Мурзин 1995: 14).
Другими словами, конституептами риторического поля выступают: область стилистических приемов сознательного преобразования языкового материала, а также более широкие участки, представленные языком в его художественной, т.е.
риторической функции, которая функционально определяет общность языковых явлений, входящих в риторическое поле языка.
Риторическое поле, представленное в риторической ситуации конкретного художественного текста как данности для восприятия, есть, по словам У.
Эко, «поле несвободы, поскольку оно придает определенность всему структурному рисунку произведения и обретает
спо56
[стр. 31]

Риторическую ситуацию можно определить как с позиции продуцента текста, так и с позиции реципиента.
Р и т о р и ч е с к а я с и т у а ц и я это создаваемая продуцентом текста конфигурация точек риторического усиления с целью пробуждения рефлексии реципиента в процессе понимания.
Р и т о р и ч е с к а я с и т у а ц и я воспринимается реципиентом в процессе понимания текста как взаимное пересечение проекций содержания текста и текстовых средств на создаваемую ими художественную реальность.
Риторическая ситуация может быть представлена в тексте различными актуализациями,
т.е.
м а р к и р о в а н н о с т ь ю текста с помощью фонетических, интонационных, грамматических, лексических, словосочетательных и других средств текстообразования.
В дальнейшем мы будем называть такие средства построения текстов р и т о р и ч е с к и м а р к и р о в а н н ы м и .
А к т у а л и з а ц и я представляет собой использование таких языковых единиц, которые воспринимаются как необычные, лишенные автоматизма и в силу этого привлекающие внимание и обеспечивающие фиксацию рефлексии в действительности пояса мысли-коммуникации.
Неожиданность средств текстопостроения,
«выпадение» их из привычной схемы мыследействования усиливает эмоциональную напряженность текста, стимулирует рефлексию, усиливает производимый текстом эффект.
Актуализации риторической ситуации помогают автору передать множественный, уплотненный художественный смысл.

В соответствии с тем, какие средства текстопостроения подверглись актуализации маркеры риторической ситуации могут быть: фонетическими^ интонационными, лексическими и грамматическими.^ В частности, риторические средства в художественном тексте исследовались в работе Х.Лаусберга «Handbuch den Literaturisches Rhetorik» (Lausberg, 1960).
Среди ф о н е т и ч е с к и х м а р к е р о в особо следует отметить аллитерации, т.е.
намеренное повторение на письме или в речи одного или нескольких звуков или их сочетаний с целью создания определенного звукового эффекта, например, шипящих и свистящих звуков при описании змеи.
31

[стр.,34]

такие языковые средства, как тропы и фигуры речи.
Другими словами, кон сти туан там и риторического поля выступают: область стилистических приемов сознательного преобразования языкового материала, а также более широкие участки, представленные языком в его художественной, т.е.
риторической функции, которая функционально определяет общность языковых явлений, входящих в риторическое поле языка.
Риторическое поле, представленное в риторической ситуации конкретного художественного текста как данности для восприятия, есть, по словам У.
Эко, «поле несвободы», поскольку оно придает определенность всему структурному рисунку произведения и обретает
способность подсказывать читателю, как и чем можно заполнить его пространство понимания (Эко, 1998:113).
Подводя итог сказанному, следует отметить, что объектом риторики как научной парадигмы, в рамках которой разрабатывается теория убеждающей речи, и риторичности как ее конкретно-практической парадигмы, представляющей собой конкретное воплощение риторических изобретений, стратегий и тактик текстопостроения, является человек, рефлектирующий над словом.
Именно в риторичности заложены рычаги и сигналы пробуждения рефлексии и затягивания в нее реципиента текста, те самые риторико-рефлексивные опоры, которые дают указание, как слушать, внимать, видеть и чувствовать текстовое пространство, выстроенное автором художественного текста.
1.3 Взаимодействие риторических категорий этоса, пафоса и логоса в художественном тексте Исследование построения художественных текстов с точки зрения риторики делает неизбежным обращение к ее терминологическому аппарату, который был заимствован ею из ангинной философии.
Устоявшимися категориями, используемыми риторикой еще с античных времен, стали этос, пафос и логос.
34

[стр.,122]

А ктуализац ия представляет собой использование таких языковых единиц, которые воспринимаются как необычные, лишенные автоматизма, привлекающие внимание и, в силу этого, обеспечивающие фиксацию рефлексии в действительности пояса мысли-коммуникации.
Неожиданность средств текстопостроения,
«выпадение» их из привычной схемы мыследействования усиливает эмоциональную напряженность текста, стимулирует рефлексию, усиливает и растягивает производимый текстом риторический эффект.
Среди ф онетических маркеров особо следует отметить аллитерации, т.е.
намеренное повторение в тексте одного или нескольких звуков или их сочетаний с целью создания определенного звукового эффекта.
Поэтика и экспрессивный язык, реализующие в первую очередь «импрессивную функцию» (термин П.
Гиро), интуитивно используют свойства звука среди прочих суггестивных процедур.
По словам Р.
Якобсона, поэтическая функция это проецирование принципа эквивалентности с оси отбора на ось комбинирования, т.е.
выбор означающих происходит таким образом, чтобы придать им вместе с различительной функцией специфическое экспрессивное качество на уровне тембра, ритма и т.д.
(Якобсон, 1987:81).
По мнению Р.Барта, в поэтическом языке имеется определенная «жажда реальности», о которой И.Фонадь высказывается следующим образом: «Поэт хочет настоящей бури, настоящего ветерка, такого же переживания вещей посредством используемых слов» (Fonagy, 1965:111).
Предлагаемый вниманию пример частично подтверждает сказанное: «Вывеска домов отливала огнем.
Н а изумрудных струях метались струи солнца.
Э т о была пляска солнечных светочей.
Э т о были золотые черви.
П о то м черви стали рубинные.
Вспыхнувшие стекла становились слитками красного золота, и солнечность заливала вечерние комнаты.
Ее м ож но было черпать ведрами» (А.Белый:235).
В приведенном примере чередование глухого согласного с со звонкими согласными з и ч создает почти зрительный эффект скольжения солнечных бликов, то ярких, то бледных, то вновь вспыхивающих.
122

[Back]