Проверяемый текст
Макеева Марина Николаевна. Риторика художественного текста и ее герменевтические последствия (Диссертация 2000)
[стр. 57]

собность подсказывать читателю, как и чем можно заполнить его пространство понимания» (Эко 1998: 113).
Подводя итог сказанному, следует отметить, что объектом риторики как научной парадигмы, в рамках которой разрабатывается теория убеждающей речи, и риторичности как ее конкретно-практической парадигмы, представляющей собой конкретное воплощение риторических изобретений, стратегий и тактик текстопостроения, является человек, рефлектирующий над словом.
Именно в риторичности заложены рычаги и сигналы пробуждения рефлексии и затягивания в нее реципиента текста, те самые
риторико-рефлексивные опоры, которые дают указание, как слушать, внимать, видеть и чувствовать текстовое пространство, выстроенное автором художественного текста.

1.2.2.
Механизмы понимания художественного текста Любой художественный текст можно представить как результат определенных актов авторского отбора на уровне замысла текста, сюжета, композиции и стиля.
Замысел художественного текста это отражение творческой деятельности писателя,
эго своеобразная «замкнутая смысловая система» (Лурия 1979: 201).
«Замкнутая смысловая система представляет собой субъективный, еще словесно неоформленный и понятный лишь самому субъекту смысл» (Там же: 193).
Литературный замысел не возникает одновременно, но определенным образом модифицируется и развивается в процессе своего формирования и зависит от
комплексного индивидуального мировоззрения писателя.
Можно предположить, что «для автора текста смысл текста и его замысел совпадают, но для воспринимающего текст (читателя) смысл текста это только вариант авторского замысла, попытка его реконструкции при рецепции текста» (Купина 1994: 50).
Смысл обеспечивает процесс понимания, но понимание не тождественно познанию: «Познать, в узком смысле, означает наложить на исследуемый объект некую познавательную форму, или структуру, заведомо избавившись от его целостного смысла...
любое по57
[стр. 34]

такие языковые средства, как тропы и фигуры речи.
Другими словами, кон сти туан там и риторического поля выступают: область стилистических приемов сознательного преобразования языкового материала, а также более широкие участки, представленные языком в его художественной, т.е.
риторической функции, которая функционально определяет общность языковых явлений, входящих в риторическое поле языка.
Риторическое поле, представленное в риторической ситуации конкретного художественного текста как данности для восприятия, есть, по словам У.
Эко, «поле несвободы», поскольку оно придает определенность всему структурному рисунку произведения и обретает способность подсказывать читателю, как и чем можно заполнить его пространство понимания (Эко, 1998:113).
Подводя итог сказанному, следует отметить, что объектом риторики как научной парадигмы, в рамках которой разрабатывается теория убеждающей речи, и риторичности как ее конкретно-практической парадигмы, представляющей собой конкретное воплощение риторических изобретений, стратегий и тактик текстопостроения, является человек, рефлектирующий над словом.
Именно в риторичности заложены рычаги и сигналы пробуждения рефлексии и затягивания в нее реципиента текста, те самые риторико-рефлексивные опоры, которые дают указание, как слушать, внимать, видеть и чувствовать текстовое пространство, выстроенное автором художественного текста.

1.3 Взаимодействие риторических категорий этоса, пафоса и логоса в художественном тексте Исследование построения художественных текстов с точки зрения риторики делает неизбежным обращение к ее терминологическому аппарату, который был заимствован ею из ангинной философии.
Устоявшимися категориями, используемыми риторикой еще с античных времен, стали этос, пафос и логос.
34

[стр.,42]

1981; Купина, 1981; Нигматуллин, 1984) позволили определить некоторые компоненты оформления его содержания.
Среди наиболее значимых следует упомянуть такие как: поиск системы образов, наметка общей композиции будущего произведения, последовательности работы, представление о жанре и форме, стиле и методе раскрытия образов.
Замысел художественного текста это отражение творческой деятельности писателя,
это своеобразная «замкнутая смысловая система» (Лурия, 1979:201).
«Замкнутая смысловая система представляет собой субъективный, еще словесно неоформленный и понятный лишь самому субъекту смысл» (Там же: 193).
Литературный замысел не возникает одновременно, но определенным образом модифицируется и развивается в процессе своего формирования и зависит от
«писательской направленности», того, что делает писателя писателем, отличает его от других людей, это «сложное психическое образование» (Никифорова, 1972:65).
Под «писательской направленностью» понимаются идейные искания писателя, его литературное кредо, отношение к действительности и отражение этого всего в его произведениях.
Созданный писателем текст выступает как определенная художественная модель мира личности автора, поскольку «быть творением значит восставлять свой мир» (Хайдеггер, 1993:77).
Из этого следует, что модель мира может реализовываться в разных формах, в том числе и в текстах (Иванов, Топоров, 1965:7).
В работе, предложенной Вяч.
Вс.
Ивановым и В.Н.
Топоровым, модель мира выступает в качестве программы поведения для личности и коллектива, определяя набор операций, применяемых для воздействия на мир, правила их использования в деятельности и их мотивировку.
Согласно теории Э.
Гуссерля субъект (человек), а нашем случае писатель, всегда имеет цель, и его мир становится в зависимость от его интересов и всегда существует как осознанный.
Понятие «функционирующей интенциональности», созданное Э.
Гуссерлем в более поздний период его творчества, характеризует интенциональность как «динамически длящееся перерастание 42

[стр.,301]

301 Рассмотрение интерпретаций по выделенным основным критериям подтвердило наш тезис о том, что при наличии филологической культуры у реципиента принципиально не может возникнуть герменевтической ситуации совершенно неадекватного понимания художественного текста.
Речь может идти только о с о з н а т е л ь н о м в ы б о р е г р а н и п о з н а в а е м о г о м н о г о г р а н н о г о о б ъ е к т а (даже самый короткий текст многогранен по своей природе), проявляющемся в расстановке смысловых акцентов при восприятии художественного текста.
Риторически выстроенный продуцентом художественный текст трактуется в представленной работе как оптимально организованный для пробуждения рефлексии реципиента и дальнейшей успешной реализации процессов понимания через задействование различных герменевтических техник.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что объектом риторики как научной парадигмы, в рамках которой разрабатывается теория убеждающей речи, и риторичности как ее конкретно-практической парадигмы, представляющей собой конкретное воплощение риторических изобретений, стратегий и тактик текстопостроения, является человек, рефлектирующий над словом.
Именно в риторичности заложены рычаги и сигналы пробуждения рефлексии и затягивания в нее реципиента текста, те самые
риторикорефлективные опоры, которые дают указание как слушать, внимать, видеть и чувствовать текстовое пространство, организованное автором художественного текста.
В заключении, следует отметить, что неразрывная связь между риторикой и герменевтикой с особой ясностью проявляется в художественных текстах, поскольку их вдумчивое прочтение реципиентом предполагает коммуникативное действие в виде диалога с автором через его текст, а понимание становится главным герменевтическим последствием риторики.

[Back]