Проверяемый текст
Макеева Марина Николаевна. Риторика художественного текста и ее герменевтические последствия (Диссертация 2000)
[стр. 67]

сроки ведения речи, которые определяют в какой-то мере ее содержание (тему), которую получатель, в свою очередь может считать уместной или неуместной и.
в соответствии с этим принять или отклонить.
Пафосом принято называть намерение, замысел создателя речи, имеющий целью развить перед получателем определенную и интересующую его тему.
Пафос может с одной стороны ограничиваться этосом, а с другой словесными средствами, которыми располагает создатель речевого произведения для установления коммуникативного контакта с получателем.
Логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи при реализации творческого замысла.
Логос требует от продуцента использование при создании художественного или любого другого
речевого произведения таких словесных средств, понимание которых было бы доступно получателю текста (Рождественский 1997: 96).
Таким образом, все три понятия оказываются логически и функционально связанными: этос создает условия для речи, пафос служит источником создания ее смысла, а логос выступает как словесное воплощение пафоса в рамках этоса.
Художественная литература вообще и художественный текст, в частности, как особый вид письменных сочинений, имеют свои характерные особенности взаимодействия с риторическими категориями.
Художественная литература с точки зрения этоса предполагает свободу выбора
читателем сочинения для восприятия и понимания.
Это значит, что читатель сам, в силу своих предпочтений, контролирует и реализует свой выбор текста для прочтения.
Пафос художественной речи проявляется в развитии воображения читателя, а по признаку логоса функция художественной речи выразить переживание автора и заразить этим переживанием
реципиента текста.

Таким образом, все зри категории: пафос, этос и логос объединяются в свою конфигурацию в каждом конкретном художественном тексте.
Категории этоса, пафоса и логоса можно
обнаружить только в литературной критике, но эти категории в литературно-критических сочинениях присутствуют 67
[стр. 35]

Э т о с (греч.
ethos) термин античной философии, обозначающий характер какого-либо лица или явления.
Этос как устойчивый нравственный характер часто противопоставлялся пафосу как душевному переживанию.
П а ф о с (от греч.
pathos страдание, страсть, возбуждение, воодушевление).
Пафос противопоставлялся обычно этосу.
Пафос может также пониматься как идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения или всего творчества.
Л о г о с (греч.
logos) — одно из основных понятий древнегреческой философии, обозначающее одновременно «слово» («предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» («понятие», «суждение», «основание»).
Впервые это понятие было введено Гераклитом и понималось как универсальная осмысленность (См.
Большую Энциклопедию Кирилла и Мефодия, 1998).
Термины этос, пафос и логос основные для риторики (Bruzina,1970; Ходякова, 1996).
Однако, по сравнению с их философской трактовкой во времена Древней Греции, в риторике они получили значения, присущие речевой деятельности.
Э то со м в риторике принято называть те условия, которые получатель речи предлагает ее создателю.
Этими условиями могут быть время, место, сроки ведения речи, которые определяют в какой-то мере ее содержание (тему), которую получатель, в свою очередь может считать уместной или неуместной и, в соответствии с этим принять или отклонить.
Паф осом принято называть намерение, замысел создателя речи, имеющий целью развить перед получателем определенную и интересующую его тему.
Пафос может с одной стороны ограничиваться этосом, а с другой словесными средствами, которыми располагает создатель речевого произведения для установления коммуникативного контакта с получателем.
Логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи при реализации творческого замысла.
Логос требует от продуцента использование при создании художественного или любого другого
35

[стр.,36]

речевого произведения таких словесных средств, понимание которых было бы доступно получателю текста (Рождественский, 1997:96).
Таким образом, все три понятия оказываются логически и функционально связанными: этос создает условия для речи, пафос служит источником создания ее смысла, а логос выступает как словесное воплощение пафоса в рамках этоса.
Художественная литература вообще и художественный текст, в частности, как особый вид письменных сочинений, имеют свои характерные особенности взаимодействия с риторическими категориями.
Художественная литература с точки зрения э т о с а предполагает свободу выбора читателем сочинения для восприятия и понимания.
Это значит, что читатель сам, в силу своих предпочтений, контролирует и реализует свой выбор текста для прочтения.
П а ф о с художественной речи проявляется в развитии воображения читателя, а по признаку л о г о с а функция художественной речи — выразить переживание автора и заразить этим переживанием реципиента текста.

Отсюда вытекает основная функция письменной речи как таковой, которая состоит в установлении коммуникативного контакта между людьми с различным уровнем образованности и речевой компетенции и развитию образованности через приобщение людей к художественным текстам, как носителям культуры общества.
Таким образом, все три категории: пафос, этос и логос объединяются в свою конфигурацию в каждом конкретном художественном тексте.
Категории этоса, пафоса и логоса можно
отыскать только в литературной критике, но эти категории в литературно-критических сочинениях присутствуют имплицитно, а, следовательно, их можно выделить только путем специального анализа.
В художественном тексте, данном в виде логоса, словесно выражены важные смысловые категории, которые не могут быть адекватно описаны словами, их составляющими, но тем не менее, ощущаются то как часть личной психологической сущности человека (пафос), то как часть его социальной организации (этос).
36

[стр.,57]

очередь, воспринимается как конфигурация точек риторического усиления, создающая проекцию содержания текста на представленную в нем художественную реальность.
Термины этос, пафос и логос основные для риторики, по сравнению с их философской трактовкой во времена Древней Греции, в риторике получили значения, присущие речевой деятельности.
Так, этос создает условия для речи, пафос служит источником создания ее смысла, а логос выступает как словесное воплощение пафоса в рамках этоса.
Художественная литература вообще и художественный текст, в частности, как особый вид письменных сочинений, имеют свои характерные особенности взаимодействия с риторическими категориями.
Художественная литература с точки зрения э т о с а предполагает свободу выбора
реципиентом текста для чтения и понимания.
П а ф о с художественной речи проявляется в развитии воображения читателя, а по признаку л о г о с а функция художественной речи выразить переживание автора и заразить этим переживанием
смысла реципиента текста.
Отсюда вытекает основная функция письменной речи как таковой, которая состоит в установлении коммуникативного контакта между людьми с различным уровнем образованности и речевой компетенции и развитию образованности через приобщение людей к художественным текстам, как носителям культуры общества.
В каждом конкретном художественном тексте
этос, пафос и логос образуют свою неповторимую конфигурацию.
В логосе художественного текста словесно выражены важные смысловые категории, которые не могут быть адекватно описаны словами, их составляющими, но тем не менее, ощущаются то как часть личной психологической сущности человека (пафос), то как часть его социальной организации (этос).
Для реципиента художественного текста эти индивидуальные психические и социальные категории включены в сами

[Back]