Проверяемый текст
Макеева Марина Николаевна. Риторика художественного текста и ее герменевтические последствия (Диссертация 2000)
[стр. 69]

Идея триувима, т.е.
троичного различения участников речевого действия, восходит корнями еще к античной диалектике, когда философы установили, что для совместного поиска истины нужен правильный диалог, т.е.
такой, когда философ, выслушав речь полностью, дает на нее полный же ответ, согласно законам диалектики из слушающего становится говорящим, рассуждая на ту же тему, по тем же смысловым правилам.
Очевидно, что принципы риторики происходят из диалектики (Richards 1967, Booth 1967), из понимания диалога, основанного на принципе возвратности, свойственного данной науке.
Принцип возвратности речевой деятельности распространяется не только на деятельность устную (ораторскую), но и на письменную (художественные тексты), выступая как основополагающий в функционировании категорий этоса, пафоса и логоса.

Можно предположить, что принцип возвратности, обеспечивающий функционирование категорий пафоса, этоса и логоса в художественном тексте реализуется через сопряжение двух актов, риторического и герменевтического на поле, образованном художественным текстом.
Их взаимодействие в терминах риторики можно описать следующим образом: в ходе риторического акта, пафос продуцента текста преломляется в логос текста, который и образует его поле.
Логос текста задается его риторикой (риторические средства + риторическая ситуация), именно ри торика текста, как одна из
составляющих его художественности, пробуждает рефлексию реципиента при чтении художественного текста, с установкой на его понимание, инициируя герменевтический акт реципиента текста.
Логос текста, воспринятый и преломленный через этос реципиента, образует пространство понимания текста, границы которого выходят за поле текста, но, тем не менее,
определяются этим конкретным полем.
Взаимодействие двух видов опыта (продуцента и реципиента) в ходе сопряжения риторического и герменевтического актов на
иоле текста способствует расширению и обогащению опыта реципиента текста.

69
[стр. 38]

Здесь следует отметить, что со стороны продуцента текста в процессе реализации творческого замысла «выбор слов не факультативная, а обязательная часть речевого поступка.
Речевой поступок, речевое действие и выбор слов в нем отражает пафос, регулируется этосом и представляет собой логос» (Рождественский, 1997:111).
Человек, воспринимающий текст носитель этоса становится интерпретирующим носителем пафоса и, отсюда, по признакам пафоса и этоса меняет свое место в речевой цепи: из носителя этоса как получатель текста, он становится носителем пафоса как создатель текста-интерпретации.
Идея триувима, т.е.
троичного различения участников речевого действия восходит корнями еще к античной диалектике, когда философы установили, что для совместного поиска истины нужен правильный диалог, т.е.
такой, когда философ, выслушав речь полностью, дает на нее полный же ответ, согласно законам диалектики из слушающего становится говорящим, рассуждая на ту же тему, по тем же смысловым правилам.
Очевидно, что принципы риторики происходят из диалектики (Richards, 1967; Booth, 1967), из понимания диалога, основанного на принципе в о з в р а т н о с т и , свойственного данной науке.
Принцип возвратности речевой деятельности распространяется не только на деятельность устную (ораторскую), но и на письменную (художественные тексты), выступая как основополагающий в функционировании категорий этоса, пафоса и логоса.

1.4 Риторический акт продуцента текста как средство инициации герменевтического акта реципиента текста Принцип возвратности, обеспечивающий функционирование категорий пафоса, этоса и логоса в художественном тексте, вероятно, реализуется через сопряжение двух актов, р и т о р и ч е с к о г о и г е р м е н е в т и ч е с к о г о на поле, образованном художественным текстом.
Здесь нам представляется целесообразным заострить внимание на различении двух понятий 38

[стр.,59]

одна из главных составляющих его художественности, пробуждает рефлексию реципиента при чтении художественного текстас установкой на его п о н и м а н и е , инициируя герменевтический акт реципиента текста.
Логос текста, воспринятый и преломленный через э т о с реципиента, образует п р о с т р а н с т в о п о н и м а н и я т е к с т а , границы которого выходят за поле текста, но, тем не менее,
задаются именно этим конкретным полем.
Взаимодействие двух видов опыта (продуцента и реципиента) в ходе сопряжения риторического и герменевтического актов на
поле текста способствует расширению и обогащению опыта реципиента текста.
Главный вывод из рассуждений о функции риторики в художественном тексте состоит том, что традиционное представление о риторике как у б е ж д а ю щ е й коммуникации на поле художественного текста несколько видоизменяется.
Дело в том, что художественный текст, как особый вид культурной коммуникации человека, не создается со специальной целью убеждения, поскольку в качестве таковой, скорее выступает п р о б у ж д е н и е и н а п р а в л е н и е рефлексии реципиента в русло, диктуемое риторической ситуацией текста.
И тогда, функцию риторики в художественном тексте можно определить как п р о б у ж д а ю щ у ю и н а п р а в л я ю щ у ю , обеспечивающую возникновение герменевтических последствий в виде герменевтического акта реципиента.
59

[стр.,289]

Рефлексия реципиента текста активизируется в ходе герменевтическиого а к т а , представляющего собой постижение реципиентом смысла текста в результате активного коммуникативного действования (направленной рефлексии), инициированного риторически маркированными средствами текстопостроения.
Взаимодействие акта риторического и акта герменевтического на поле текста можно описать в терминах риторики следующим образом: в ходе риторического акта, п а ф о с продуцента текста преломляется в л о г о с текста, который и образует его п о л е .
Логос текста задается его риторикой (риторические средства + риторическая ситуация), именно риторика текста, как одна из
главных составляющих его художественности, пробуждает рефлексию реципиента.
Логос текста, воспринятый и преломленный через э т о с реципиента, образует п р о с т р а н с т в о п о н и м а н и я т е к с т а , границы которого выходят за поле текста, но, тем не менее,
задаются именно этим конкретным полем.
Взаимодействие двух видов опыта (продуцента и реципиента) в ходе сопряжения риторического и герменевтического актов на иоле текста способствует расширению и обогащению опыта реципиента текста.

Главный вывод из рассуждений о функции риторики в художественном тексте состоит том, что традиционное представление о риторике как у б е ж д а ю щ е й коммуникации на поле художественного текста несколько видоизменяется, поскольку цель создания художественного текста не убеждение, а пробуждение и направление рефлексии реципиента в русло, задаваемое риторической ситуацией текста.
И тогда, функцию риторики в художественном тексте можно определить как п р о б у ж д а ю щ у ю и н а п р а в л я ю щ у ю , обеспечивающую возникновение и успешное протекание герменевтического акта реципиента, приводящего, в конечном итоге, к пониманию текста.
Проблема понимания текстов культуры выступает главным объектом исследования в филологической герменевтике, о чем свидетельствуют многочисленные труды ученых, посвященные исследованию этой проблемы.
289

[Back]