Проверяемый текст
Макеева Марина Николаевна. Риторика художественного текста и ее герменевтические последствия (Диссертация 2000)
[стр. 72]

фиксаций рефлексии в поясах схемы мыследеятельности (МД) и идеи как смысловые интервалы» (Галеева 1999:62).
Итак, мы приходим к главному итогу рассуждений о функции риторики в художественном тексте.

Стоит отметить, что традиционное представление о риторике как убеждающей коммуникации на иоле художественного текста несколько видоизменяется.
Очевидно, художественный текст, как особый вид культурной коммуникации человека, не создается со специальной целью убеждения реципиента, поскольку в качестве таковой, скорее выступает пробуждение и направление рефлексии читателя в русло, диктуемое риторической ситуацией, отраженной в художественном тексте средствами его построения.
И тогда, функцию риторики в художественном тексте можно определить как пробуждающую и направляющую, что с особой отчетливостью проявляется в герменевтическом акте, течение которого обеспечивается направленной рефлексией реципиента текста.

1.2.4.
Использование герменевтических техник при рецепции художественного текста Понять окружающий мир и мир культуры, порожденный определенными сообществами людей это, пожалуй, то, что характеризует человеческий социум в его основе и обусловлено познавательными потребностями человека.
Огромная деятельностная значимость техник понимания, задействованных реципиентом в ходе герменевтического акта, заключается в том, что задаются и совершенствуются новые способы познания мира, находящиеся не в природе, а в человеке.

Такой взгляд на творческие способности индивида позволяет предположить практически неограниченные возможности рефлексии и использования герменевтических техник для сотворчества писателя и читателя, расширяя с одной стороны содержательные перспективы, они, с другой должны и будут совершенствовать способы освоения
со72
[стр. 53]

Взаимодействие акта риторического и акта герменевтического на поле текста можно описать в терминах риторики следующим образом: в ходе риторического акта создания художественного текста, п а ф о с продуцента текста преломляется в л о г о с текста, который и образует его п о л е .
Логос текста образуется его риторикой (риторические средства + риторическая ситуация).
Именно риторика текста, как одна из главных составляющих его художественности, пробуждает рефлексию реципиента при чтении художественного текста с установкой на его п о н и м а н и е .
Таким образом, происходит инициация герменевтического акта реципиента текста.
Логос текста, воспринятый и преломленный через э т о с реципиента, образует п р о с т р а н с т в о п о н и м а н и я т е к с т а , границы которого выходят за ноле текста, но, тем не менее, задаются именно этим конкретным полем.
В процессе сопряжения двух актов взаимодействуют также два вида о п ы т а : опыт продуцента текста, служащий источником пафоса текста, и опыт реципиента текста, составляющий основу его этоса.
Результатом взаимодействия двух опытов, продуцента и реципиента, становится расширение и обогащение опыта последнего.
Итак, мы приходим к главному итогу рассуждений о функции риторики в художественном тексте.

Дело в том, что традиционное представление о риторике как у б е ж д а ю щ е й коммуникации на поле художественного текста несколько видоизменяется.
Очевидно, художественный текст, как особый вид культурной коммуникации человека, не создается со специальной целью уб еж д ен и я реципиента, поскольку в качестве таковой, скорее выступает п р о б у ж д е н и е и н а п р а в л е н и е рефлексии читателя в русло, диктуемое риторической ситуацией, отраженной в художественном тексте средствами его построения.
И тогда, функцию риторики в художественном тексте можно определить как п р о б у ж д а ю щ у ю и н а п р а в л я ю щ у ю , что с особой отчетливостью проявляется в герменевтическом акте, течение которого обеспечивается направленной рефлексией реципиента текста.

53

[стр.,90]

2.5 Определение понятия «герменевтическая техника».
Значение техник в ходе реализации герменевтического акта 90 Понять окружающий мир и мир культуры, порожденный определенными сообществами людей это, пожалуй, то, что характеризует человеческий социум в его основе и обусловлено познавательными потребностями человека.
Огромная деятельностная значимость техник понимания, задействованных реципиентом в ходе герменевтического акта, заключается в том, что задаются и совершенствуются новые способы познания мира, находящиеся не в природе, а в человеке.

«Как же мы тогда познаем мир? Один из возможных ответов Fia этот вопрос состоит в том, что мы познаем мир не природой данными нам органами, а органами, возникшими, ставшими в пространстве самого познания и делающими познание относительно независимым от случайности того, что человек наделен природой именно данным чувствующим аппаратом и способностями интеллекта и, в этом смысле, расширяем возможности человеческого существа» (Мамардашвили, 1992:9).
Такой взгляд на творческие способности индивида позволяет предположить практически неограниченные возможности рефлексии и использования герменевтических техник для сотворчества писателя и читателя, расширяя с одной стороны содержательные перспективы, они, с другой должны и будут совершенствовать способы освоения
содержательности.
Рефлексия, как «название для актов, в которых поток переживания со всеми его разнообразными событиями...
становится ясно постигаемым и анализируемым» (Husserl, 1950:181), дополненная использованием техник понимания, представляет собой эффективное средство для восстановления единой системы смысла.
«Процедура сведения разных смыслов к единому объектному полю, процедура нивелировки различий в позициях и точках зрения составляет важную, можно даже сказать решающую, часть того, что мы называем рефлексией» (Щедровицкий, 1994:113).


[стр.,108]

Понимание окружающего мира и мира культуры это, пожалуй, основная характеристика человеческого социума, обусловленная познавательными потребностями человека.
Огромная деятельностная значимость техник понимания, задействованных реципиентом в ходе герменевтического акта, заключается в том, что задаются и совершенствуются новые способы познания мира, находящиеся не в природе, а в человеке.

Превращение непонимания в понимание происходит при помощи приемов системомыследеятельности, которые получили в герменевтике название те хн и ки понимания или герменевтические те х н и к и .
Итак, герменевтические те хн и ки можно определить как совокупность приемов системомыследеятельности, способствующих эффективному выведению субъекта в рефлексивную позицию и построению социально адекватных смыслов при освоении содержательности художественных произведений и анализе реципиентом ситуаций окружающей действительности.
Совершенно очевидно, что сам факт наличия герменевтических техник, упомянутых в связи с решением той или иной проблемы, еще не дает полного представления о всей их совокупности и не предполагает их доступности и обязательности для использования в ходе реализации процесса понимания текстов культуры.
Сбор и систематизация техник на основе оптимальных критериев —условие реализации двух последних интенций.
Первым опытом системного описания всего известного корпуса герменевтических техник стата статья Г.И.
Богина «Система техник понимания текста» (1997), в которой он группирует техники по принципу сходства механизма схемопостроения и причин, побудивших реципиента к использованию именно этой группы техник.
Перечень техник понимания, предложенный Г.И.
Богиным, рассматривается здесь как базовый, но в соответствии с целями исследования мы все же сочли необходимым внести в него некоторые изменения, отражающие специфику и направленность работы.
108

[Back]