том случае, если мы предположим, что «освоение» подразумевается как «рефлективное освоение». Функциональная природа техник понимания двояка: они могут одинаково успешно обслуживать потребности и анализа и синтеза. Обладая таким дуализмом возможностей, они оказываются связанными посредством риторики художественного текста одновременно и с личностью продуцента текста и с личностью реципиента. Писатель организует свое понимание способов реализации творческого замысла произведения, опираясь на герменевтические техники, которые в этом случае мы называем риторическими техниками, ориентируясь на их функцию. Читатель тоже организует свое понимание, восстанавливая смыслы и идеи текста по определенным схемам, каковыми служат техники понимания. Смыслы и идеи представляют собой наиболее трудно проверяемую часть содержательности текста. Для освоения значений, содержаний и смыслов реципиентом используются разные техники понимания, при этом подключаются разные процессы мыследеятелыюсти, а «через освоение собственно рефлективных техник имеется возможность выхода в духовность человека, поскольку перед читателем стоит задача интеграции опыта чтения художественных текстов в совокупность собственного ориентирования в мире и собственного самопонимания» (Гадамер 1991: 263). Техники понимания выступают в данном случае как некая совокупность приемов освоения содержательности художественных текстов и соответственно приобретают методологический характер по отношению к процессам понимания и рефлексии. 1.2.5. Принципы классификации герменевтических техник Техники понимания получили современное толкование в связи с разработкой проблем герменевтики, но возникли они не сегодня, т.к. многие из них описывались в работах по классической философии в процессе описания 77 |
случае, если мы предположим, что «освоение» подразумевается как «рефлективное освоение». Функциональная природа техник понимания двояка: они могут одинаково успешно обслуживать потребности и анализа и синтеза. Обладая таким дуализмом возможностей, они оказываются связанными посредством риторики художественного текста одновременно и с личностью продуцента текста и с личностью реципиента. Писатель организует свое понимание способов реализации творческого замысла произведения, опираясь на герменевтические техники, которые в этом случае мы называем риторическим и техн и кам и , ориентируясь на их функцию. Читатель тоже организует свое понимание, восстанавливая смыслы и идеи текста по определенным схемам, каковыми служат техн и ки понимания. Смыслы и идеи представляют собой наиболее трудно проверяемую часть содержательности текста. Для освоения значений, содержаний и смыслов реципиентом используются разные техники понимания, при этом подключаются разные процессы мыследеятельности, а через освоение собственно рефлективных техник имеется возможность выхода в духовность человека, поскольку перед читателем стоит задача интеграции опыта чтения художественных текстов в совокупность собственного ориентирования в мире и собственного самопонимания (Гадамер, 1991:263). Техники понимания выступают в данном случае как некая совокупность приемов освоения содержательности художественных текстов и соответственно приобретают методологический характер по отношению к процессам понимания и рефлексии. 2.6 Система и принципы классификации герменевтических техник Техники понимания получили современное толкование в связи с разработкой проблем герменевтики, но возникли они не сегодня, т.к. многие из них описывались в работах по классической философии в процессе описания 95 |