ношения конкретного текста с широким пластом культуры, как совокупного опыта всего человечества. Обсуждение выбора позиции продуцент/реципиент целесообразно начать с определения положения самого художественного текста в риторическом поле языка. Схематично оно может быть представлено в виде круга, к центру которого тяготеют средства простой номинации, а периферию образуют собственно риторические средства: тропы и фигуры. Если текст условно представить в виде треугольника, то его положение в круге будет выглядеть следующим образом: 1центр риторического ноля; 2 средства текстопостроения; 3 средства тскстообразования; 4 художественный текст; 5 область формирования художественной идеи; 6 риторическое поле языка; 7 периферия риторического поля языка. Схема положения текста в риторическом поле языка Из предложенной М.Н. Макеевой схемы видно, что «ткань» текста создается в равной мере из средств текстопостроения, образующих центральную часть риторического поля, и средств текстообразования, служащих для создания точек риторического усиления в тексте, которые, в свою очередь, пробуждают рефлексию реципиента при их восприятии. Разделение единой ткани текста на средства текстопостроения (строевые элементы текста) и текстообразован ия (образные элементы текста) носит вполне условный характер, поскольку не исключает их взаимного перехода в зависимости от способов реализации продуцентом художественной идеи текста (Макеева 2000). 81 |
Обсуждение выбора позиции продуцент/реципиент нам представляется целесообразным начать с определения положения самого художественного текста в риторическом поле языка. Схематично оно может быть представлено в виде круга, к центру которого тяготеют средства простой номинации, а периферию образуют собственно риторические средства: тропы и фигуры. Если текст условно представить в виде треугольника, то его положение в круге будет выглядеть следующим образом: Рис.8 Схема положения текста в риторическом поле языка: 1-центрриторическогоноля; 2-средстватекстопостроения; 3-средстватекстообразования; 4-художественныйтекст;5-область формирования художественнойидеи; 6-риторическоеполеязыка; 7-периферияриторическогополяязыка Из предложенной схемы видно, что «ткань» текста создается в равной мере из средств текстопостроения, образующих центральную часть риторического поля, и средств текстообразования, служащих для создания точек риторического усиления в тексте, которые, в свою очередь, пробуждают рефлексию реципиента при их восприятии. Разделение единой ткани текста на средства текстопостроения (строевые элементы текста) и текстообразования (образные элементы текста) носит вполне условный характер, поскольку не исключает их взаимного перехода в зависимости от способов реализации продецентом художественной идеи текста. При этом следует отметить, что 99 |