Проверяемый текст
Макеева Марина Николаевна. Риторика художественного текста и ее герменевтические последствия (Диссертация 2000)
[стр. 95]

рефлексия дает ему и другие: новое отношение к собственному опыту, собственно человеческие чувства, такие, как осознание собственного несовершенства, величие служения нравственным идеалам и др.
Значащее переживание усмотренного смысла рефлективно по сути, его объектом выступает не эмоция, а смысл; построенные смыслы и метасмыслы как категории идеальные существуют тоже только в рефлексии, возникая благодаря мыслительным усилиям реципиента по категоризации признаков и свойств, зафиксированных в языке художественного текста; выход в рефлективную позицию по отношению собственного состояния позволяет установить, что вовне идущий луч рефлексии сталкивается в первую очередь не с онтологической конструкцией человека, а с его рефлективной реальностью; переживание строится на основе того, что уже имеется в этом «отстойнике опыта».
Интендирование, рассматриваемое как направленность рефлексии реципиента при освоении содержательности художественного текста, способствует усмотрению в нем не только смысла-переживания, в том числе значащего, но также и множества других смыслов: смысла-воспоминания, смысла-напоминания, смысла-отношения и др.
Главным является то, что усмотренное всегда воспринимается реципиентом как смысл.

«What nonsense people talk about happy marriages!» exclaimed lord Henry.
«А man can be happy with any woman as long as he does not love her» (The Picture of Dorian Gray 1994: 206).
«Сколько ерунды у нас говорят о счастливых браках! возмутился лорд Генри.
— Мужчина может быть счастлив с какой угодно женщиной, если только он ее не любит» (Портрет Дориана Грея 1993: 151).
Оперирование наиболее сильными смыслами «любовь-счастье», когда любовь иеревыражается в счастье, а счастье в любви, порождает схему фиксации рефлексии, на которую наслаиваются смыслы, порожденные в результате рефлективного акта.
Рефлексивная деятельность реципиента ориентирована на распредмечивание данного парадокса посредством применения техник интендирования и актуализации знаний.
Фиксация рефлексии происхо95
[стр. 175]

к а к с м ы с л о о б р а з о в а н и е .
Если при распредмечивании текстообразующих средств реципиент также имеет и значащие переживания, то вместе с основными организованностями (смыслами) рефлексия дает ему и другие: новое отношение к собственному опыту, собственно человеческие чувства, такие, как осознание собственного несовершенства, величие служения нравственным идеалам и др.
Значащее переживание усмотренного смысла р е ф л е к т и в н о по сути, его объектом выступает не эмоция, а смысл; построенные смыслы и метасмыслы как категории идеальные существуют тоже только в рефлексии, возникая благодаря мыслительным усилиям реципиента по категоризации признаков и свойств, зафиксированных в языке художественного текста; выход в рефлективную позицию по отношению собственного состояния позволяет установить, что вовне идущий луч рефлексии сталкивается в первую очередь не с онтологической конструкцией человека, а с его рефлективной реальностью; переживание строится на основе того, что уже имеется в этом «отстойнике опыта».
Интендирование, рассматриваемое как направленность рефлексии реципиента при освоении содержательности художественного текста, способствует усмотрению в нем не только смысла-переживания, в том числе значащего, но также и множества других смыслов: смысла-воспоминания, смысла-напоминания, смысла-отношения и др.
Г л а в н ы м я в л я е т с я т о , ч т о у с м о т р е н н о е в с е г д а в о с п р и н и м а е т с я р е ц и п и е н т о м к а к с м ы с л .

Реактивация прошлого опыта значащих переживаний Эта герменевтическая техника вряд ли может рассматриваться как совершенно самостоятельная.
Ее активизация логически связана с интендированием и значащим переживанием, усмотренного в результате интендирования смысла.
175

[Back]