Проверяемый текст
Макеева Марина Николаевна. Риторика художественного текста и ее герменевтические последствия (Диссертация 2000)
[стр. 99]

ления не происходит, остается лишь непреодолимое желание и соблазн повторить их снова.
Таким образом, на основании наших рассуждений мы приходим к выводу, что автор в свойственной ему манере указывает на то, что высшее общество насквозь пронизано лицемерием и пороком, хотя эго тщательно скрывается разговорами о нравственности и добродетели.
4.
Распредмечивание Текст в целом рассматривается нами не как некоторое хранилище смыслов, а как пространство,
рассматриваемое продуцентом, как поле опредмечивания его замысла через выбор, расположение и соположение средств текстопостроения и текстообразования.
С позиции реципиента, занятого пониманием текста, последний видится как
поле распредмечивания средств и ситуаций, конфигурирующих художественную идею осваиваемого произведения.
Тогда оказывается, что «распредметить» значит восстановить при обращении рефлексии реципиента на текст какие-то стороны ситуации
мыследействования продуцента.
Распредмечивиющее понимание это более высокий уровень собственно смыслового понимания, связанный с восстановлением ситуаций, с воспроизводством процессов смыслообразования силой рефлексии реципиента, сопровождающейся привлечением наличного собственного опыта мыследействования, опыта коммуникации, использованием социально-культурных знаний о ситуации текста.
Распредмечивающее понимание провоцируется специальными средствами, приемами и способами
текстопостроения, представляющими непрямые номинации, осмысление которых возможно только на основе распредмечивания.
Именно в тексте, а не в языковой системе, опредмечено конкретнодуховное, опредмечена человеческая деятельность.

Важно отметить и то, что при распредмечивающем понимании образы текстовых ситуаций проходят через два параллельных превращения: они
од99
[стр. 218]

Для освоения смыслов текста, их глубины, безусловно, требуется рефлексия, с помощью которой осваиваются средства текстопостроеиия и формируется мир смыслов текста.
Применение техники феноменологической редукции вовсе не исключается в практике работы с текстами культуры для рефлектирующего реципиента.
Она может выступать как начальная техника понимания при самом поверхностном знакомстве с текстом, но потом, по мере освоения его средств, она постепенно должна уступить место другим герменевтическим техникам, в основе которых рефлексивное начало занимает большее место.
Все рассмотренные выше техники относятся к группе техник распредмечивающего понимания.
Описанные выше техники выступают как обязательное/необязательное «введение» перед использованием собственно техники распредмечивания, о которой далее и пойдет речь.
Распредмечивание Текст в целом рассматривается нами не как некоторое хранилище смыслов, а как пространство,
видимое, с точки зрения продуцента, как поле опредмечивания его замысла через выбор, расположение и соположение средств текстопосгроения и текстообразования.
С позиции реципиента, занятого пониманием текста, последний видится как поле распредмечивания средств и ситуаций, конфигурирующих художественную идею осваиваемого произведения.
Тогда оказывается, что «распредметить» значит восстановить при обращении рефлексии реципиента на текст какие-то стороны ситуации
мыследействоваиия продуцента.
Следует отметить, что чем дольше текст существует в обществе и чем чаще к нему обращаются, тем большим числом новых аспектов он начинает обладать, а «старые» грани могут стать невидимыми для современного читателя.
Результатом восстановления исходной ситуации мыследействоваиия или ситуации, преобразованной в течении последующего бытования текста в 218

[стр.,219]

культурном пространстве общества, становится поворот текста новыми гранями понимаемого, как неизбежное следствие многоаспектное™ его бытования в обществе.
Рефлективная техника распредмечивания достаточно сложна в применении, что объясняется следующими причинами: • схемы действования при распредмечивании сами по себе очень сложные и очень хрупкие конструкты в силу своей специфики; • схема оказывается очень уязвимой для разрушения, если в их основу положены слабо продуманные схемы действования для когнитивного и семантизирующего понимания; • сама техника неразрывно связана с двумя другими: с герменевтическим кругом и растягиванием смыслов.
Распредмечивающее понимание — это более высокий уровень собственно смыслового понимания, связанный с восстановлением ситуаций, с воспроизводством процессов смыслообразования силой рефлексии реципиента, сопровождающейся привлечением наличного собственного опыта мыследействования, опыта коммуникации, использованием социальнокультурных знаний о ситуации текста.
Распредмечивающее понимание провоцируется специальными средствами, приемами и способами
текстопостросния, представляющими непрямые номинации, осмысление которых возможно только на основе распредмечивания.
Именно в тексте, а не в языковой системе, опредмечено конкретно-духовное, опредмечена человеческая деятельность.

Ориентированность текстопостроения на распредмечивающее понимание обеспечивает целый ряд моментов, важных для оптимального развертывания мыследеятельности реципиента: активизацию рефлексивных процессов при восстановлении неявных смыслов, процессуальное™ осмысления образов текстовых ситуаций с ориентацией на распредмечивающее понимание.
Важно отметить и то, что при распредмечивающем понимании образы текстовых ситуаций проходят через два параллельных превращения: они
219

[стр.,246]

культуры для этой категории реципиентов определяется через оппозицию: «могу отождествить с собой не могу отождествить с собой».
Сказанное выше нисколько не умаляет значения данной техники в качестве начальной, используемой при самом первом.
Поверхностном знакомстве с текстом, но потом, по мере освоения его средств, она постепенно должна уступить место другим герменевтическим техникам, в основе которых рефлексивное начало занимает большее место.
Текст представляется нам не как некоторое хранилище смыслов, а как пространство, создаваемое продуцентом для о п р е д м е ч и в а н и я замысла через выбор, расположение и соположение средств текстопостроения и текстообразования.
С позиции реципиента, занятого пониманием текста, последний видится как
пространство р а с п р е д м е ч и в а н и я средств и ситуаций, конфигурирующих художественную идею осваиваемого текста.
Распредмечивающее понимание это более высокий уровень собственно смыслового понимания, связанный с восстановлением ситуаций, с воспроизводством процессов смыслообразования силой рефлексии реципиента, сопровождающейся привлечением наличного собственного опыта мыследейсгвования, опыта коммуникации, использованием социальнокультурных знаний о ситуации текста.
Тексты, ориентированные на распредмечивающее понимание строятся с помощью специальных средств, приемов и способов представления непрямых номинаций, осмысление которых возможно только на основе распредмечивания.
Ориентированность текстов на этот тип понимания обеспечивает целый ряд моментов, важных для оптимального развертывания мыследеятельности реципиента: активизацию рефлексивных процессов при восстановлении неявных смыслов, процессуальность осмысления образов текстовых ситуаций при распредмечивании.
Важной характеристикой распредмечивающего понимания выступают два параллельных превращения, 246

[Back]