совмещения материнства, отцовства и профессиональной деятельности, на основе адресности оказания помощи. §> 2. Принципы конституционно-правового регулирования государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в России Правовое регулирование государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в России включает комплекс нормативных правовых актов, образующих целостную систему, обладающую связанностью элементов, взаимодействием компонентов, из которых она образована. Выявление подобных связей важно для конституционного права, поскольку именно в этом заключается понимание комплексного характера правового воздействия на общественные отношения в сфере государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. Поэтому важное значение для конструирования данной системы имеет выявление ее принципов. Принципы .(от лат. principium т основа, первоначало) это основные исходные положения чего-либо, в т.ч. основополагающие идеи, основные, исходные положения какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения32. В юридической литературе существуют три подхода к определению понятия «принцип права». Согласно первому, «принципы права основополагающие идеи, начала, выражающие сущность права и вытекающие из генеральных идей справедливости и свободы»33. Нетрудно заметить, что в соответствии с данным определением «принципы права» это вечные идеи, которые являются продуктом человеческого мышления и которые никак не связаны с существующей действительностью. Этот идеалистический взгляд давно опровергнут Ф. Энгельсом, который полагал, что в общественных науках принципы являются не исходным пунктом исследования, а его заключительным результатом. Он писал также, что определенные принципы не применяются к истории развития человеческого общества, а абстрагируются из нее; не человечество сообразуются с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют истории34. В соответствии со вторым подходом, правовые принципы это воплощенные в 32 См.Российский энциклопедический словарь. Книга 2. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001 С 1251 33 См . ЛившицРЗ Современная теория права (краткий очерк). М., 1992. С. 88-91; Общая теория права (курс лекции) Нижний Новгород, 1993 С 128. 34 Маркс К и Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 34. 21 |
нежных средств в доходной части бюджета и внебюджетных фондов государства, составляющих экономическую основу функционирования государства; —правоотношения по обеспечению исполнения законов о налогах и сборах между органами государственной власти, функционирующими в сфере налогов и сборов, судебными органов и налогоплательщиками (гражданами и их объединениями), по реализации государственной административной юрисдикции и применению мер юридической ответственности. § 2. Принципы налоговой системы: понятие, классификация, виды * Налоговая система, как и всякая динамическая система, помимо своего поэлементного состава характеризуется целостностью и единством. Сущность целостной системы определяется связанностью элементов, реальными отношениями, взаимодействием компонентов, из которых она образована. Выявление подобных связей важно как для налогового права, так и для конституционного права, поскольку именно в этом заключается понимание комплексного характера правового воздействия на налоговые отношения. Поэтому важное значение для конструирования налоговой системы имеет выявление ее принципов. Принципы (от лат. ртклрш т основа, первоначало) это основные исходные положения чего-либо, в т.ч. основополагающие идеи, основные, исходные положения какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения . О принципах говорится как в естественных, так и в общественных науках. При этом, в естественных науках (физике, химии, биологии) термины «принцип» и «закон» нередко используются как однозначные, то есть обозначающие тождественные понятия. Например, термин «принцип сохранения энергии» и термин «закон сохранения энергии» используются как однозначные . Если в естественных науках не вызывает сомнения, что «принцип» объективно существующие в природе законы, то есть сущностные причинно-следственные отношения, то в общественных науках, в том числе и в юриспруденции, такой взгляд не нашел всеобщего признания. Рассматривая вопрос о том, какое содержание вкладывается в понятие «принцип» в общественных науках и, в частности, в правовой науке, необходимо подчерк34 1 См.: Российский энциклопедический словарь. Книга 2. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001. С. 1251. 2См.: Курс физики / Под ред. Г.С. Лацдсберга. М., 1944. Т. 1. С. 275-277; Ландау Л.Д. н Китайгородский А,И. Физика для всех. М., 1963. С, 89. нуть, что в юридической литературе существуют три подхода к определению понятия «принцип права». Согласно первому, «принципы права основополагающие идеи, начала, выражающие сущность права и вытекающие из генеральных идей справедливости и свободы» . Нетрудно заметить, что в соответствии с данным определением «принципы права» это вечные идеи, которые являются продуктом человеческого мышления и которые никак не связаны с существующей действительностью. Этот идеалистический взгляд давно опровергнут Ф. Энгельсом, который полагал, что в общественных науках принципы являются не исходным пунктом исследования, а его заключительным результатом. Он писал также, что определенные принципы не применяются к истории развития человеческого общества, а абстрагируются из нее; не человечество сообразуются с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют истории . В соответствии со вторым подходом, правовые принципы это воплощенные в праве основные положения (руководящие начала, идеи), определяющие содержание права и обусловленные, в конечном счете, объективными общественными закономерностями . «...Правовые принципы, отмечал В.П. Грибанов, это явления идеологического порядка, продукт творческой, сознательной деятельности людей». И далее... «Именно поэтому, прежде всего, и нельзя согласиться идеей проф. С.Н. Братуся о том, что принципы есть «законы движения материи». Законы движения материи есть категории объективные, существующие независимо от наше: сознания. Отождествить их с принципами значит, говоря словами Ф. Энгельса, «подсовывать природе сознательный образ действия» . И наконец, С.Н. Братусь писал, что принципы в общественных науках представляют собой ведущие начала, законы движения общества, а также явлений, включенных в ту или иную форму движения . Данная точка зрения на понимание принципов в общественных науках представляется наиболее правильной, поскольку, как полагает Д.А. Ковачев, законы движения материи категории объективные, существующие независимо от нашего сознания. Именно в том и заключается задача ученых, чтобы рас35 1См.: Лившиц Р.З. Современная теория права (краткий очерк). М., 1992. С. 88-91; Общая теория права(курс лекций). Нижний Новгород, 1993. С. 128. 2Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 34. 3См.: Александров Н.Г. Социалистические принципы советского права// Советское государство и право. 1957. № 11. С. 17-18; Теория государства и права: Курс лекций. М., 1996. С. 295. 4 Грибанов В.П. Принципы осуществления гражданских прав // Вестник Московского университета. Серия XII. Право. 1966. № З.С.17; 5См.: Братусь С.Н. Принципы гражданского права//Правоведение. 1960. №1. С. 72. |