Проверяемый текст
Вертий, Михаил Юрьевич; Обычное право народов Северного Кавказа как феномен культуры (Диссертация 2003)
[стр. 116]

щимся на отработанные мотивационные схемы, а иногда и вовсе не нуждающимся в какой-либо мотивации и борьбе мотивов.
Правовой обычай как нормативный феномен заключает в себе правило поведения, норму-веление, норму-императив, содержание которой было известным с давних пор, запечатлено в устно передаваемом от поколения к поколению «тексте» данного обычая.
Он мог представлять собой одно
или несколько требований к поступкам, которые становились обязательными для исполнения в определенных ситуациях.
Если содержание обычая —это неписаная норма, то надо признать, что последняя уже полностью подпадает под теоретико-правовое определение, согласно которому юридическая норма
есть общеобязательное правило поведения многократного применения, адресованное всем участникам правового общения.
Более того, обычно-правовая норма отвечает внешним структурным признакам, «трехчленной схеме», принятой сегодня теорией права относительно юридической нормы, выраженной в законе.
В самом деле, у обычая есть гипотеза, т.е.
обозначены условия, при которых его реализация является самоочевидной и необходимой.
Диспозицию нормы составляли требования и веления, которым должно удовлетворять поведение субъекта в гипотетической ситуации.
И, наконец, подобно современному закону, обычай предусматривал неблагоприятные последствия (негативные санкции) за нарушение или неисполнение нормы.
Нормы обычая, как и все другие правовые нормы, выражали дозволения и запреты, стимулировали, с одной стороны, известные действия, а с другой —вносили элементы ограничений в поведение групп и индивидов.
В обычном праве, кроме того, содержится масса предписаний, довольно четких указаний относительно того, что и как нужно делать, если наступит гипотетическая ситуация.

116
[стр. 74]

качестве нормы, имеющей в глазах народа обязательственную силу»*1.
А.И.
Першиц определяет обычай как опривыченную, традиционную норму2.
Если обычай норма, сложившаяся в следствие ее фактического применения в течение длительного времени, то он не может не быть и привычкой, психологически усвоенным поведенческим стереотипом, опирающимся на отработанные мотивационные схемы, а иногда и вовсе не нуждающимся в какойлибо мотивации и борьбе мотивов.
Ведь привычное поведение само собой разумеется, оно не требует глубоких раздумий и мучительного выбора различных альтернатив.
Под привычкой или навыком поведения понимают способность человека автоматизировать волевые действия в какой-то части, значительной или незначительной, совершать поступки как бы по проторенной мотивационной колее.
Если говорить о привычке в структуре обычая, то она есть не только реальность, существующая на уровне индивидуальной психологии; простые привычки умирают вместе с их носителями, людьми, а обычаи сохраняют свою силу для многих поколений.
Речь может идти о коллективных, общественных привычках, несводимых к сумме или совпадению индивидуальных переживаний.
В нормативной среде и сфере обычаев, действительно, существует определенный социально-психологический феномен объективного порядка, который предшествует индивидуальному восприятию нормы, оказывает мотивационное давление в пользу ее реализации.
Правовой обычай как нормативный феномен заключает в себе правило поведения, норму веление, норму императив, содержание которой было известным с давних пор, запечатлено в устно передаваемом от поколения к поколению «тексте» данного обычая.
Он мог представлять собой одно
пли несколько требовании^ поступкам, которые становились обязательными для исполнения в определенных ситуациях.
Если содержание обычая это неписаная норма, то надо признать, что последняя уже полностью подпадает под теоретико-правовое определение, согласно которому юридическая норма
’ См.
напр.: Хвостов В.М.
История римского права.
М., 1908.
C.7I 1 Першиц А.М.
История первобытного общества.
М., 1988.
С.
448.
73

[стр.,75]

есть общеобязательное правило поведения многократного применения, адресованное всем участникам правового общения.
Более того, обычно правовая норма отвечает внешним структурным признакам, «трехчленной схеме», принятой сегодня теорией права относительно юридической нормы, выраженной в законе.
В самом деле, у обычая есть гипотеза, т.
е.
обозначены условия, при которых его реализация является самоочевидной и необходимой.
Диспозицию нормы составляли требования и веления, которым должно удовлетворять поведение субъекта в гипотетической ситуации.
И, наконец, подобно современному закону, обычай предусматривал неблагоприятные последствия (негативные санкции) за нарушение или неисполнение нормы.
Нормы обычая, как и все другие правовые нормы, выражали дозволения и запреты, стимулировали, с одной стороны, известные действия, а с другой вносили элементы ограничений в поведение групп и индивидов.
В обычном праве, кроме того, содержится масса предписаний, довольно четких указаний относительно того, что и как нужно делать, если наступит гипотетическая ситуация.

Мы видим, что в древности структурная схема права была выражена столь же полно, как и в современных правовых системах, и в этом смысле нет никаких оснований говорить об онтологической неполноте, неполноценности, незрелости обычного права по сравнению с современным.
Особенность, может быть, состоит в том, что институты обычного права опираются на человеческий менталитет, который интегрирует эмпирическую логику (логику причинно следственных связей), ценностную и нормативную логику с наиболее яркими образцами мистики, анимизма, иррационального постижения мира.
Подобного смешения типов мышления современное права, конечно, не знает.
* Особенность обычно-правовой нормы состоит в совпадении качеств, определяющих ее действительность и действие.
В древних обществах господствовал принцип: если норма действует, значит она действительна.
Недействующий или плохо действующий закон нашего времени, как бы к нему не относились, продолжает быть правом вплоть до официальной отмены, но 74

[Back]