Проверяемый текст
Вертий, Михаил Юрьевич; Обычное право народов Северного Кавказа как феномен культуры (Диссертация 2003)
[стр. 117]

Поэтому обычное право можно определить как систему сложившихся в рамках определенной социально-культурной группы правовых обычаев, действительность которых подтверждается и переподтверждается их реальным осуществлением, соблюдением и исполнением.
Обычное право, как и современное законодательство, является институционализированным, но в нем
нет той официальной формальности, на которой держится нынешний закон.
Существование обычно-правовой нормы во времени является непрерывным.
Она подтверждается
или переподтверждается постоянно или с заранее известной периодичностью, как это имеет место в отношении сезонных или редко применяемых обычаев.
Ощущение времени, которым наделены люди в соционормативной сфере, делает их поступки на основе обычаев своевременными.

§ 3.
Мусульманские правовые институты государственноконфессиональной безопасности на Северном Кавказе Анализируя процессы возрождения конфессионального влияния в рамках обеспечения государственно-конфессиональной безопасности, невозможно оставить без внимания институционализацию мусульманского права на Северном Кавказе.
Происхождение обычного права народов Северного Кавказа относится к дописьменной эпохе и может быть гипотетически реконструировано лишь ретроспективно и на основе принципа аналогии,
допускающего универсальность механизма правовых обычаев, содержание которых детерминировано социокультурными особенностями конкретных этнических групп.
Данные об институтах, в т.ч.
протоправовых, появляются у античных авторов
при описании древнейших народов Северного Кавказа и Скифии, которые приняли участие в этногенезе средневековых племен.
Столь же фрагментарные данные об обычно-правовых нормах народов Северного Кавказа появляются в период Средневековья (XIV—XV вв.), а систематизированные
117
[стр. 76]

обычай, который фактически перестает выполнять нормативные функции, не применяется в жизни быстро теряет качества права, утрачивает! свою действительность.
Последняя прямо и постоянно зависит от действия обычно правовой нормы; обычай существует, пока он осуществляется.
Его, как правило, забывают, но не отменяют.
Поэтому действительность обычно правовой нормы требует непрерывного подтверждения и персподтверждения со стороны участников правового общения.
Из соответствующих актов, собственно, и складывается обычно правовая практика.
Суть подтверждения и переподтверждення обычая состоит опять -таки не в особых символических действиях и процедурах, а просто в самом действии по осуществлению, соблюдению и исполнению обычно правовой нормы.
Поэтому обычное право можно определить как систему сложившихся в рамках определенной социально-культурной группы правовых обычаев, действительность которых подтверждается и переподтверждается их реальным осуществлением, соблюдением и исполнением.
Обычное право, как и современное законодательство, является институционализированным, но в нем
пет той официальной формальности, на которой держится нынешний закон.
Существование обычно-правовой нормы во времени является непрерывным.
Она подтверждается
пли переподтверждается постоянно пли с заранее известной периодичностью, как это имеет место в отношении сезонных или редко применяемых обычаев.
Ощущение времени, которым наделены люди в соционормативной сфере, делает их поступки на основе обычаев своевременными.

Перерыв обычая это его конец, который никогда не наступает случайно.
Он означает, что социальные и психологические факторы, сформировавшие обычай вранном, виде, самоисчерпались и что теперь он должен исчезнуть либо видоизмениться, трансформироваться, чтобы действовать в другом облике, соответствующем новым условиям жизни социальной группы.
Вопреки распространенному убеждению, что обычаи, устойчивая, ригидная правовая форма, не подвержен какой либо эволюции, следует сказать, что он всегда был медленно развивающимся явлением, приспосабли75

[стр.,85]

ГЛАВА 2.
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФУНКЦИЙ ОБЫЧНОГО ПРАВА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ § 1.
Этапы развития обычного нрава на Северном Кавказе и формирование поли горидизма Происхождение обычного права народов Северного Кавказа относится к дописьменной эпохе и может быть гипотетически реконструировано лишь ретроспективно и на основе принципа аналогии, допускающих универсальность механизма правовых обычаев, содержание которых детерминировано социокультурными особенностями конкретных этнических групп.
Отрывочные данные об обычаях, в т.ч.
протоправовых появляются у античных авторов1при
описании древнейших народов Северного Кавказа и Скифии, которые приняли участие в этногенезе средневековых племен.
Столь же фрагментарные данные об обычно-правовых нормах народов Северного Кавказа появляются в период Средневековья (XIV-XV вв.), а систематизированные
записи адатов европейскими и российскими авторами в XVIII-X1X в.,2 которые фиксировали сложившиеся правовые отношения на данный период.
Развитие правового обычая происходило в условиях знакомства этносоциальных групп Северного Кавказа с властно-правовыми представлениями христианства (влияние Византийской империи, Грузии, Армении в начале I тыс.
н.э.).
Трансформация правового обычая в обычное право происходит под влиянием как христианства (осетины, казачество, Россия), так и нарастающего влияния ислама, что способствовало становлению элементов синкретизма.
1 1Кавказ и Дон в произведениях античных авторов.
Ростов к/Д., ]990.
: Правовые нормы адыгоз ибалкаро-карачаевцев в XV-XIX вв.
Майкоп, 1997; Хрестоматия по истории права и государства Дагестана вXVIII-XIX вв.
чД-И.
Махачкала, 1999.
и ар.
84

[Back]