Проверяемый текст
Вертий, Михаил Юрьевич; Обычное право народов Северного Кавказа как феномен культуры (Диссертация 2003)
[стр. 119]

сионеры из Аварии и Засулакской Кумыкии построили на землях Чечни и Ингушетии первые мечети.
Окончательное утверждение мусульманских правовых институтов государственно-конфессиональной безопасности на Северном Кавказе произошло в XVII-XIX вв.
Но даже после перехода к нормам шариата общинное дореформенное право горцев по-прежнему оставалось узколокальным.
Решения сельского суда по шариату считались окончательными и не подлежали пересмотру.

Джамаат строго запрещал каждому из своих членов обращаться в шариатский суд чужой общины.
К XVI-XVII вв.
на Северном Кавказе, по мнению ряда авторов, сложилась кавказская горская (северокавказская) цивилизация.
Кавказская горская цивилизация характеризуется полиэтничностью, религиозным синкретизмом;
психологическими преобладанием негосударственных форм самоорганизации.
Народы Северного Кавказа в XVI—XVII вв.
переходят от стадии «военной демократии» к вождеству, зарождению органов публичной власти и генезису обычного права, правового дуализма на основе норм адата и шариата.

Источники отмечают постоянное появление на Северном Кавказе с XVI в.
исламских юристов, пытавшихся исламизировать соционормативную культуру горцев.
Не все в деятельности этих реформаторов удавалось, подчас им приходилось отступать и идти на компромисс с местным адатом.

Развитие соционормативной культуры региона, таким образом, определялось сложной взаимоадаптацией обычного и мусульманского права.

По правовым актам XIV-XVIII вв.
можно достаточно ясно представить себе
состояние мусульманских правовых институтов государственноконфессиональной безопасности дореформенного Северного Кавказа.
Анализ памятников дагестанского дореформенного права позволяет выделить два основных «уровня» правотворчества
по обеспечению государственноконфессиональной безопасности.
Правовые нормы создавались и поддержи119
[стр. 86]

К XVI-XVII на Северном Кавказе по мнению ряда авторов, сложилась кавказская горская (северокавказская) цивилизация1.
Кавказская горская цивилизация характеризуется полиэтничностью, религиозным синкретизмом
(синтезом местного язычества с элементами христианства и различными течениями ислама); сочетанием высокогорья, предгорий и равнин, которое определяет взаимосвязь террасного земледелия, альпийского скотоводства и наездничества; психологическими чертами, закрепленными в своеобразных этических горских кодексах, преобладанием негосударственных (но не догосударственных) форм самоорганизации2.
Народы Северного Кавказа в XVI-XVII вв.
переходят от стадии «военной демократии» к вождеству, зарождению органов публичной власти и генезису обычного права, правового дуализма на основе норм адата и шариата.

Таким образом, вся история соционормативной культуры Северного Кавказа подтверждает справедливость вывода А.И.
Прершица и Я.С.
Смирновой о том, что правовой плюрализм «существовал на Северном Кавказе на протяжении всего доступного исторической реконструкции времени»3.
В народном историческом сознании сложилось представление, что история местной соционормативной культуры эволюционировала от низшего к высшему, от «эпохи адата», продолжавшейся до конца XVIII в., к «эпохе шариата», как называют правление Шамиля.
В значительной мере оно основывается на критических замечаниях мусульманских ученых ученых-пуристов конца XVIIIвторой половины XIX в.
Сопоставление средневековых арабских источников и полевых материалов, собранных в XX в., позволило дагестанским историкам и этнологам подвергнуть сомнению это утверждение4.
Источники прямо говорят, что на1См.
дискуссия в ж.
«Научная мысль Кавказа», 2000.
№ 2.
: См.
подробнее: Черноус В.В.
Кавказ контактная зона цивилизаций и культур // Кавказ: проблемы культурно-цивилизационного развития.
Ростов н/Д., 2000.
1Перший А.И.
Смирнова Я С.
Юридический плюрализм народов Северного Кавказа // Общественные науки и современность.
1998.
№ 1.C.8I.
4Агларов М.А.
Сельская община в Нагорном Дагестане в XVIII-нач.
XIX.
М., 1988.
С.
155.
85

[стр.,87]

чиная со средневековья у обращенных в ислам жителей Нагорного Дагестана были свои суды (байт ал-карйа, байт-руаха1) и судьи (руаса1, '■укала1).
Они разбирали тяжбы как по обычному, так и по мусульманскому праву.
Источники отмечают постоянное появление на Северном Кавказе с XVI в.
исламских юристов, пытавшихся исламизировать соционормативную культуру горцев.
Не все в деятельности этих реформаторов удавалось, подчас им приходилось отступать и идти на компромисс с местным адатом.

После их смерти или отъезда некоторые шариатские нормы опять забывались.
Развитие соционормативной культуры региона, таким образом, определялось сложной взаимоадаптацией обычного и мусульманского права.

Представление же о нераздельном господстве адата в дореформенном Дагестане относится скорее к области легенд.
По правовым актам XIY-XVLLI вв.
можно достаточно ясно представить себе
законодательство дореформенного Северного Кавказа.
Его основные принципы и положения были довольно однообразны.
Эту особенность отметил еще М.М.
Ковалевский.
Анализ памятников дагестанского дореформенного права позволяет выделить дваосновных «уровня» правотворчества.

Правовые нормы создавались и поддерживались, во-первых, на уровне отдельной семьи либо кланатухума и, во-вторых, на уровне селения, «вольного общества» или ханства.
Право второго, высшего уровня было писаным, семейный закон, как правило, бесписьменным.
По этой причине до нас дошли в основном памятники общинного адата.
Имеющиеся источники касаются в основном двух областей права: имущественного (поземельного) и уголовного.
Большая часть из них относится к адату, а не к шариату.
Что касается шариатских записей, то это, как правило, списки вакфов и духовные завещания (араб, васина).
Составители документов, по замечанию Ю.И.Семенова, четко не отделяли уголовное право от гражданского.
В адате решающим было понятие физического или иму86

[стр.,91]

походов арабов времен Халифата мусульманами стали только жители Дербента и близлежащих предгорных селений.
К X в.
ислам окончательно утвердился в Южном Дагестане.
К XI-XII вв.
арабские путешественники отметили появление у населения этого региона судей по шариату (кали) и ученыхюристов, сведущих в мусульманском праве (фикх).
В это время среди местных мусульманских общин встречались как ханафиты, так шафииты и ханбалиты.
Позднее шафиитская религиозно-правовая школа восторжествовала во всем Дагестане.
Ислам продолжал распространяться с юга на север, с равнины в горы.
На втором этапе исламизаиии, под влиянием военных походов и проповеди местных миссионеров, к XLLI-XIV вв.
мусульманами стали большинство горцев Дагестана.
Ислам утвердился на большей части территории СевероВосточного Кавказа, вытеснив прежние религиозные верования и правовые системы, включая христианство и иудаизм.
Андо-цезские народы и чеченцы стали мусульманами еще позднее.
Только в XV-XVI вв.
мусульманские миссионеры из Аварии и Засулакской Кумыкии построили на землях Чечни и Ингушетии первые мечети.
От аварцев и кумыков вайнахи переняли шафиитский мазхаб суннитского ислама.
В то же время в их быту, общественной жизни и праве еще долго сохранялось немало доисламских — частью языческих, частью христианских — обычаев.
Окончательное утверждение ислама на Северо-Восточном Кавказе произошло в XVII-XIX вв.
Во второй половине XVIII в.
Нагорный Дагестан и Чечню охватило стихийное исламское движение.
На это время приходится деятельность известных мусульманских правоведов, в частности Мухаммеда Кудутлинского.
Многие горные джамааты заменили гражданские нормы адата шариатскими.
Но даже после перехода к нормам шариата общинное дореформенное право горцев по-прежнему оставалось узколокальным.
Решения сельского суда по шариату считались окончательными и не подлежали пересмотру.

90

[Back]