которыми нормами адата. В наибствах по законам низама судили обязательно с учетом местного обычного права . Реформы Шамиля не прерывались после его поражения в войне с Россией. Российские власти нередко продолжали его преобразования, порой проводя их руками шамилевских наибов, перешедших на российскую службу. Опыт реформ Шамиля в дореволюционном Дагестане был использован и на юге края, а также на равнине, никогда не входивших в состав имамата. Фактически уничтожение горской знати и унификация судебно-административного аппарата Нагорного Дагестана и Чечни, осуществлявшиеся в имамате, помогали утверждению российского владычества на СевероВосточном Кавказе. После разгрома имамата Шамиля и с окончанием Кавказской войны горцы оказались включены в российское правовое пространство. Положение радикальным образом изменилось в 60-е годы XIX в., когда период вооруженного противостояния с Россией сменился чередой мирных, но не менее тяжелых для горцев реформ. Российские власти пришли к выводу о необходимости преобразования внутреннего устройства горского общества, упрочения мусульманских правовых институтов государственно-конфессиональной безопасности на Северном Кавказе. Для управления кавказскими горцами в 60-е годы XIX в. была разработана система специальных административно-судебных институтов обеспечения государственно-конфессиональной безопасности на Северном Кавказе, получивших название военно-народного управления. Как и любые государственные установления, военно-народное управление опиралось на свою идеологию, выработанную в ходе знакомства российского общества с горцами 0 .100 100 Рамазанов А.Х. Реформаторская деятельность великого имама Шамиля. Махачкала, 1996. С. 45. 0 Покровский Н.И. Кавказская война и имамат Шамиля. М., 2000. 122 |
курильщиков сажали в тюрьму, табак уничтожали, бузу и вояку выливали на землю. Пойманного за эти преступления во второй раз обычно казнили. По справедливому замечанию М.Гемера, «вообще, как видно, Шамиль старался избегать наказаний, ведущих к телесным увечьям». Такое отношение к уголовным наказаниям могло возникнуть у него под влиянием уголовных норм местного, в частности аварского, адата. Порой Шамиль не отменял, а изменял местные нормы адата. Например, им были упорядочены штрафы, взимавшиеся за незаконную вырубку деревьев в общинных лесах, «запретных по адату», и за нарушение очередности пользования оросительными сооружениями джамаатов. Шамиль не был непримиримым врагом адата и сторонником «чистого» шариата, каким его рисуют дагестанские исторические предания, некоторые современные исследователи. Правовая реформа Шамиля, как и другие мероприятия в имамате, проводившиеся в условиях непрерывной войны, не могла быть последовательной и окончательной. Положения мусульманского права сочетаются в ней с некоторыми нормами адата. В наибствах по законам низама судили обязательно с учетом местного обычного права. Реформы Шамиля не прерывались после его поражения в войне с Россией. Российские власти нередко продолжали его преобразования, порой проводя их руками шамилевских наибов, перешедших на российскую службу. Опыт реформ Шамиля в дореволюционном Дагестане был использован и на юге края, а также на равнине, никогда не входивших в состав имамата. Фактически уничтожение горской знати и унификация судебноадминистративного аппарата Нагорного Дагестана и Чечни, осуществлявшиеся в имамате, помогали утверждению российского владычества на Северо-Восточном Кавказе1. После разгрома имамата Шамиля и с окончанием Кавказской войны горцы оказались включены в российское правовое пространство. И прежде отдельные джаиааты и ханства вступали в российское подданство. Прися1Покровский Н.И. Кааакааская война и имамат Шамиля. М., 2000. 93 гая на Коране и обещая не производить набегов на земли Российской империи и союзной ей Грузии, а также не поддерживать врагов России, они получали право прогона скота через российскую территорию и, главное, разрешение торговать в русских городах и крепостях. Положение радикальным образом изменилось в 60-е годы XIX в., когда период вооруженного противостояния с Россией сменился чередой мирных, но не менее тяжелых для горцев реформ. Российские власти пришли к выводу о необходимости преобразования внутреннего устройства горского общества, поняв, что после победы над Шамилем нельзя более строить отношения с новыми мусульманскими подданными страны по законам военного времени. Чтобы Дагестан и остальной Северный Кавказ действительно стали неотъемлемой частью империи, нужно было привязать горцев к России, приучить их к новым условиям существования. Эту задачу и должно было решить «устройство нашего управления» во всех новопокоренных обществах», которым занимался Барятинский. Для управления кавказскими горцами в 60-е годы XIX в. была разработана система специальных административно-судебных институтов, получивших название военно-народного управления. Как и любые государственные установления, военно-народное управление опиралось на свою идеологию, выработанную в ходе знакомства российского общества с горцами. Когда Кавказская война была еще в самом разгаре, в 40-е годы XIX в., высшие российские власти пытались как можно точнее уяснить себе характер местного права и общества у новых мусульманских подданных Империи на Кавказе. Они консультировались у лучших специалистов по мусульманскому праву в тогдашней России, профессора Казанского университета А.К.Казембека и российского чиновника Н.Е.Торнау, долго управлявшего мусульманами Азербайджана, а также востоковеда Н.В.Ханыкова. Полковник И.Гербер, академик Г.А.Гильденштедт, С.М. Броневский, К.Ф.Сталь и другие российские путешественники, военные и ученые конца XVIII — XIX в. верно подметили целый ряд особенностей горского общест94 |