Проверяемый текст
Вертий, Михаил Юрьевич; Обычное право народов Северного Кавказа как феномен культуры (Диссертация 2003)
[стр. 123]

Исходя из сформулированных положений, историки, правоведы и этнографы советовали правительству сохранить сельскую общину-джамаат, поддержать адат или «народное право» и создать в регионе условия, благоприятные для его постепенного перерождения в государственное право и формирования у горцев гражданского сознания.
Составленные в этот период сборники адатов предполагалось использовать в качестве руководства для горских судов.
Однако реализовать этот проект до конца так и не удалось.

В 1860—1868 гг.
на Северном Кавказе была проведена судебно-административная реформа на основе кодификации и некоторой модернизации обычного права.

Реформированный джамаат стал основным посредником между горцами-мусульманами и российскими властями.
Обязанности сельских обществ по отношению к Российскому государству сводились к уплате налогов, поддержанию правопорядка, поимке и выдаче абреков, ремонту дорог и выделению подвод для нужд войск, проходящих по территории.

На российскую военную службу и в местную милицию из них принимали только добровольцев.

Принцип судебной апелляции, впервые примененный в имамате Шамиля, получил дальнейшее развитие.
В отличие от дореформенной эпохи, решения сельских судов не были окончательными.

В юрисдикцию окружных судов входили также поземельные тяжбы по поводу владения и пользования пастбищами, лесами, дорогами и водными ресурсами
02.
Другой целью реформы мусульманских правовых институтов было ослабление исполнительной, судебной и законодательной власти мусульманских руководителей сельских общин (кади, правоведов-факихов, суфийских шейхов) и создание светской местной и общедагестанской администрации, пользующейся доверием и авторитетом у местных жителей и послушно исполняющей решения российских властей.
Ю") " Мисроко З.Х.
Отмирание шариатской юстиции в автономиях Северного Кавказа.
М., 1979.
С.
12.
123
[стр. 96]

ва, но преувеличили замкнутость малых социальных групп — кдановтухумов и селений-джамаатов.
Анархия и нестабильность времен Кавказской войны казались им вечным состоянием горского общества.
Произошедшее в XVIII — первой половине XIX в.
ослабление знати и стирание сословных рамок между узденями, освобожденными рабами и беками были восприняты как признак первобытного коллективизма горцев.
В общем представления российских ученых середины XIX в.
о Нагорном Дагестане несколько резко, но верно выразил Н.
Я.
Данилевский'.
По его словам, «касательно образа правления у горцев можно сказать, что между ними...
вообще нет положительного управления, но анархия, укрощенная обычаями и страхом кровомшения».
Во второй половине XIX в.
его развил М.М.Ковалевский, пришедший к выводу о «повсеместном господстве в среде горцев родовой организации».
Тезис об архаичности общественного и правового устройства кавказских горцев разделяло большинство дореволюционных кавказоведов.
Исходя из сформулированных положений, историки, правоведы и этнографы советовали правительству сохранить сельскую общину-джамаат, поддержать адат, или «народное право», и создать в регионе условия, благоприятные для его постепенного перерождения в государственное право и
возникновения у горцев гражданского сознания.
Наместник Кавказа А.И.
Барятинский убедил правительство хранить в Дагестане и других местах расселения кавказских горцев «народное право» (адат) и самоуправляющуюся общину под контролем властей, иначе говоря, создать военно-народное управление.
Составленные в этот период сборники адатов предполагалось использовать в качестве руководства для горских судов.
Однако реализовать этот проект до конца так и не удалось
из-за ошибочной установки на полную унификацию адата соседских сельских общин и «вольных обществ».
Горцы не пожелали судиться по адатным нормам чужих обществ.
Кроме того, им претило использование русского, а не арабского языка в судопроизводстве горских судов.
Сборники1 1Данилевский Н.Я.
Кавказ иего горские жители в нынешнем их положении.
М., 1846.
С.
152.
95

[стр.,97]

адата были опубликованы только в конце XIX в.
и не использовались на практике.
В 1860-1868 гг.
на Северном Кавказе была проведена судебноадминистративная реформа на основе кодификации и некоторой модернизации обычного права.

Основные принципы преобразования горского общества были определены в «Особой инструкции для управления горцами», составленной А.И.
Барятинским.
Реформированный джамаат стал основным посредником между горцами-мусульманами и российскими властями.
Обязанности сельских обществ по отношению к Российскому государству сводились к уплате налогов, поддержанию правопорядка, поимке и выдаче абреков, ремонту дорог и выделению подвод для нужд войск, проходящих по территории.

Мусульмане Дагестана были освобождены от рекрутских наборов и всеобщей воинской повинности.
На российскую военную службу и в местную милицию из них принимали только добровольцев.

По мысли российской администрации, реформа обычного права и общины в Дагестане преследовала следующие основные цели.
Во-первых, она должна была преодолеть судебно-административную раздробленность и создать единую централизованную организацию края.
В ходе реформы были упразднены последние мусульманские политические объединения, обладавшие собственной юрисдикцией, ханства, шамхальства, владения и др.
Гарантом соблюдения постановлений адатных судов вместо сельских обществ горцев, местных беков или ханов стало Российское государство, а низовыми органами судебной и законодательной власти для местного мусульманского населения — единые сельские словесные суды (араб, махкамат ал-карйа).
Они могли разбирать по адату мелкие уголовные преступления против личности (семейные ссоры, сельские драки, публичные оскорбления женщин) и преступления против собственности (обман, утаивание денег, воровство), если сумма иска не превышала 30 руб.
Им были подсудны

[стр.,98]

также хозяйственные преступления, совершенные на землях общины (потравы, нарушения единого сельскохозяйственного оборота).
Кроме того, они должны были разбирать по шариату гражданские тяжбы, сумма иска которых не превышала 100 руб.
Принцип судебной апелляции, впервые примененный в имамате Шамиля, получил дальнейшее развитие.
В отличие от дореформенной эпохи решения сельских судов не были окончательными.

Они могли быть обжалованы в месячный срок в девяти окружных народных судах, созданных при окружных начальниках.
Последним были переданы адатные иски, изъятые из ведения сельских словесных судов; по тяжким правонарушениям против личности (ранения, изнасилования, похищение женщин) и серьезным правонарушениям против собственности (обман, утаивание денег, воровство на сумму более 30 руб.).
В юрисдикцию окружных судов входили также поземельные тяжбы по поводу владения и пользования пастбищами, лесами, дорогами и водными ресурсами.

По шариату они разбирали серьезные гражданские тяжбы, сумма иска которых превышала 100 руб.
Апелляционной инстанцией для окружных судов стал Дагестанский народный суд.
Другой целью реформы было ослабление исполнительной, судебной и законодательной власти мусульманских руководителей сельских общин (кади, правоведов-факихов, суфийских шейхов) и создание светской местной и общедагестанской администрации, пользующейся доверием и авторитетом у местных жителей и послушно исполняющей решения российских властей.
Из принятых в адате наказаний в несколько измененном виде юридическую силу сохранили изгнание кровника (кайлы) из сельского общества, штраф за пролитие крЬви (дият, алым) и иные платежи (композиции) за любое уголовное преступление, взимавшиеся как в пользу пострадавшего, так и в пользу общества.
Шире, чем до реформы, стало применяться тюремное наказание.
Предпринимались попытки ограничить распространение ответственности за уголовные преступления на ближайших родственников подсудимого.
97

[Back]