Проверяемый текст
Вертий, Михаил Юрьевич; Обычное право народов Северного Кавказа как феномен культуры (Диссертация 2003)
[стр. 127]

Советские шарсуды унаследовали немало черт местного дореволюционного права и судебного процесса.
Несмотря на свое название, шарсуды продолжали руководствоваться не только мусульманским правом, но и нормами адата.

Согласно адату они рассматривали мелкие преступления против личности (семейные ссоры, сельские драки, публичные оскорбления женщин) и собственности (обман, утайку денег, воровство), а также хозяйственные преступления (потравы) .

В Горской АССР шариатское судопроизводство было признано в 1921 году.
Предварительно вопрос о легализации деятельности мусульманских судов был рассмотрен на Учредительном съезде Советов ГАССР, состоявшемся 16-22 апреля 1921 года.

Постановление Учредительного съезда Советов ГАССР предусматривало, что шариатские суды вводятся только в мусульманских округах, существуют только для мусульман и только там, где этого пожелает население.
В соответствии с резолюцией съезда при НКЮ был образован Шариатский отдел во главе с заведующим на правах заместителя наркома юстиции
07.
Включение мусульманских правовых институтов государственноконфессиональной безопасности на Северном Кавказе в общероссийское законодательство осуществлялось, как правило, посредством принятия высшими государственными органами автономных республик и областей Северного Кавказа специальных законодательных актов о шариатских судах.
Наиболее широкими полномочиями окружные шарсуды были наделены в Чечне и Ингушетии.
Здесь их решения можно было обжаловать только в Верховном суде РСФСР.
В Кабарде и Адыгее жалобы на решения окружных шарсудов подавались в республиканский НКЮ.
Наконец, в
Куба-*1 06Куроедов В.А.
Религия и церковь в советском обществе.
М., 1984.
С.
256.
1 (Л *7 Бобровников В.О.
Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие.
М., 2002.
С.
99.
127
[стр. 104]

(дибир, мулла), председатель сельсовета, заменивший дореволюционного сельского старосту (на нахско-дагестанских языках эта должность попрежнему называлась «сельский голова».
Несмотря на свое название, шарсуды продолжали руководствоваться не только мусульманским правом, но и нормами адата.

Их низовые сельские органы разбирали по шариату только бракоразводные дела на сумму до 100 руб.
и иски о наследовании о опекунстве, не превышавшие 300 руб.
Согласно адату они рассматривали мелкие преступления против личности (семейные ссоры, сельские драки, публичные оскорбления женщин) и собственности (обман, утайку денег, воровство), а также хозяйственные преступления (потравы)
если сумма ущерба не превышала 100 руб.
Решение о восстановлении шариатской юрисдикции и правосудия было принято еще в ходе установления Советской власти на Северном Кавказе.
Уже в 1918 году I съезд народов Терека провозгласил в своем обращении ко всем народам Терской области, что «в пределах своих территорий каждому народу предоставляется право организовывать свои народные суды, творящие правосудие согласно народным обычаям и нравам, не противоречащим основным принципам законов Российской республики»1.
В Горской АССР шариатское судопроизводство было признано в 1921 году.
Предварительно вопрос о легализации деятельности мусульманских судов был рассмотрен на Учредительном съезде Советов ГАССР, состоявшемся 16-22 апреля 1921 года.

Следует отметить, что съезд уделил обсуждению этого вопроса наиболее серьезное и глубокое внимание.
Не случайно в информационном докладе Владикавказского горЬкого Совета от 29 апреля 1921 года о работе учредительного съезда было Отмечено, что на съезде «...
живее всего прошел вопрос о шариате»2.
1Съезды народов Терека.
Орджоникидзе, 1977.
С.158.
' Цкт.: Мисроков Д.Х.
Адатское и мусульманское право и суд в Российской социалистической системе права // Научная мысль Кавказа.
2001.
№ 2.
С-31.
103

[стр.,106]

среди горцев по своему умственному укладу и социально-экономическому положению далеки от идеалов трудящихся масс ...
считать необходимым вести решительную борьбу против таковых яиц и групп, ибо принципы шариата и обычного права адата используются с реакционными целями в ущерб трудовым массам»1.
Таким образом, резолюция Учредительного съезда о введении шариатского и адатского права и судопроизводства имела своим результатом провозглашение принципиального нового курса по отношению к мусульманским институтам.
Этот курс, как видно из резолюции съезда, состоял в том, что советское государство, восстановив деятельность мусульманских судов, по существу стало на путь их ликвидации.
В программе большевистской фракции, принятой Учредительным съездом, этот курс получил название «формального признания шариата».
Постановление Учредительного съезда Советов ГАССР предусматривало, что шариатские суды вводятся только в мусульманских округах, существуют только для мусульман и только там, где этого пожелает население.
В соответствии с резолюцией съезда при НКЮ был образован Шариатский отдел во главе с заведующим на правах заместителя наркома юстиции.

Включение адатского и мусульманского права в общероссийское законодательство осуществлялось, как правило, посредством принятия высшими государственными органами автономных республик и областей Северного Кавказа специальных законодательных актов о шариатских судах.
В первые годы Советской власти в каждой автономии Северного Кавказа была создана своя иерархия шариатских судов (шарсудов).
В отличие от Дагестанской АССР в' остальных советских автономиях региона структура шариатского правосудия была проще.
Согласно постановлению «О введении шариатского судопроизводства» от апреля 1921 г., в Горской АССР его основным звеном были окружные «шариатские тройки» под председательством шариатского судьи (эфенди).
Они разбирали брачно-семейные и на

[стр.,107]

следственные споры на сумму до 200 руб., кражи и мелкие уголовные правонарушения, а также составляли «списки порочных яиц», т.е.
преступниковрецидивистов, подлежавших высылке с Кавказа или заключению в лагерь1.
Наиболее широкими полномочиями окружные шарсуды были наделены в Чечне и Ингушетии.
Здесь их решения можно было обжаловать только в Верховном суде РСФСР.
В Кабарде и Адыгее жалобы на решения окружных шарсудов подавались в республиканский НКЮ.
Наконец, в
Кубано-Черноморской республике вместо шариатских судов была учреждена должность кади в составе советских народных судов.
Согласно официальной советской статистике, на Северо-Западном Кавказе шарсуды ежегодно разбирали до 30-50% всех судебных дел; в Чечне — до70-80%2.
Наступление окрепшей Советской власти на шариатские суды началось накануне осуществления на Кавказе общесоюзных программ по индустриализации и коллективизации.
Задумав насильственно изменить структуру местного общества, советские руководители в первую очередь решили обезглавить его, поставив вне закона мусульманских лидеров города и деревни.
Уже в первой половине 20-х годов шарсуды сняли с государственного обеспечения и перевели на содержание мусульманских общин, желавших судиться по шариату.
Тяжкие уголовные правонарушения, поземельные тяжбы, дела по опеке над вдовами и сиротами, а также иски, в которых одна из сторон отказывалась обращаться в шарсуд, были изъяты из ведения шариатских судов и переданы в народные суды.
Наиболее активные противники Советской власти лишались избирательных прав и исключались из состава шарсудов.
В Северной Осетии, Адыгее и Кабарде большинство знатоков шариата были отстранены от судебной практики.
Согласно общероссийскому и республиканскому законодательствам, баллотироваться в члены шарсудов не могли лица, ограниченные ' Бабич И.Л.
Указ.
соч.
С 163-16S.
: Мнсроков З.Х.
Отмирание шариатской юстиции в автономиях Северного Кавказа.
М..
1979.
С.12-13.
106

[Back]