Проверяемый текст
Вертий, Михаил Юрьевич; Обычное право народов Северного Кавказа как феномен культуры (Диссертация 2003)
[стр. 128]

но-Черноморской республике вместо шариатских судов была учреждена должность кади в составе советских народных судов 08.
Наступление окрепшей советской власти на шариатские суды началось накануне осуществления на Кавказе общесоюзных программ по индустриализации и коллективизации.
Задумав насильственно изменить структуру местного общества, советские руководители в первую очередь решили обезглавить его, поставив вне закона мусульманских лидеров города и деревни.

Наиболее активные противники советской власти лишались избирательных прав и исключались из состава шарсудов.
В Северной Осетии, Адыгее и Кабарде большинство знатоков шариата были отстранены от судебной практики.

Преследования бывших членов шарсудов продолжались в 30-е и 40-е годы.
Большинство кабардинских «шариатистов» были расстреляны.
Гонения на членов шариатских судов и насильственное объединение мусульманских крестьян в колхозы вызвали на советском Кавказе волну долго не прекращавшихся волнений.

Восстания были жестоко подавлены Красной Армией при поддержке отрядов НКВД.
Их руководители были расстреляны, большинство участников осуждены на разные сроки лагерей.
В 1944 г.
целые мусульманские народы —чеченцы, ингуши, карачаевцы и балкарцы —были
4 насильно депортированы в Казахстан и Среднюю Азию.
Адат и шариат были полностью исключены из формально-правового поля Северного Кавказа, но латентно продолжали
сохраняться и влиять на правосознание и функционирование местных органов государственного управления и правоохранительных органов.
В 60-70-е годы XX в.
отношение к адату и шариату на Северном Кавказе опять изменилось.
К этому времени необратимость советских преобразований на Северном Кавказе казалась очевидной.
Советская власть уже не1
1ПК Бабич И.Л.
Судебная реформа и обычное право в адыгской общине // Этнографическое обозрение.
1999.
№ 2.
С.
100.
128
[стр. 107]

следственные споры на сумму до 200 руб., кражи и мелкие уголовные правонарушения, а также составляли «списки порочных яиц», т.е.
преступниковрецидивистов, подлежавших высылке с Кавказа или заключению в лагерь1.
Наиболее широкими полномочиями окружные шарсуды были наделены в Чечне и Ингушетии.
Здесь их решения можно было обжаловать только в Верховном суде РСФСР.
В Кабарде и Адыгее жалобы на решения окружных шарсудов подавались в республиканский НКЮ.
Наконец, в Кубано-Черноморской республике вместо шариатских судов была учреждена должность кади в составе советских народных судов.
Согласно официальной советской статистике, на Северо-Западном Кавказе шарсуды ежегодно разбирали до 30-50% всех судебных дел; в Чечне — до70-80%2.
Наступление окрепшей Советской власти на шариатские суды началось накануне осуществления на Кавказе общесоюзных программ по индустриализации и коллективизации.
Задумав насильственно изменить структуру местного общества, советские руководители в первую очередь решили обезглавить его, поставив вне закона мусульманских лидеров города и деревни.

Уже в первой половине 20-х годов шарсуды сняли с государственного обеспечения и перевели на содержание мусульманских общин, желавших судиться по шариату.
Тяжкие уголовные правонарушения, поземельные тяжбы, дела по опеке над вдовами и сиротами, а также иски, в которых одна из сторон отказывалась обращаться в шарсуд, были изъяты из ведения шариатских судов и переданы в народные суды.
Наиболее активные противники Советской власти лишались избирательных прав и исключались из состава шарсудов.
В Северной Осетии, Адыгее и Кабарде большинство знатоков шариата были отстранены от судебной практики.

Согласно общероссийскому и республиканскому законодательствам, баллотироваться в члены шарсудов не могли лица, ограниченные ' Бабич И.Л.
Указ.
соч.
С 163-16S.
: Мнсроков З.Х.
Отмирание шариатской юстиции в автономиях Северного Кавказа.
М..
1979.
С.12-13.
106

[стр.,108]

в избирательных правах1.
Должность председателей шарсудов нередко занимали лояльные к власти выходцы из беднейших слоев, абсолютно невежественные в вопросах права.
Все это значительно затрудняло нормальную работу шариатских судов.
Преследования бывших членов шарсудов продолжались в 30-е и 40-е годы.
Большинство кабардинских «шариатистов» были расстреляны.
Гонения на членов шариатских судов и насильственное объединение мусульманских крестьян в колхозы вызвали на советском Кавказе волну долго не прекращавшихся волнений,
история которых еще плохо изучена.
Только недавно открытие секретных архивов КГБ и КПСС дало возможность ученым познакомиться с подробностями наиболее крупных из этих выступлений2 во главе которых стояли прежние члены шарсудов.
Это Баксанское и Верхнекурповское «дела» 1928-1929 гг.
в Кабарде, восстания 1930 г.
в Карачае, бунты горцев Чечено-Ингушетии и Северного Дагестана в 1934-1936 и 19401942 гг.
Одним из главных требований восставших было восстановление шариатских судов.
Восстания были жестоко подавлены Красной Армией при поддержке отрядов НКВД.
Их руководители были расстреляны, большинство участников осуждены на разные сроки лагерей.
В 1944 г.
целые мусульманские народы — чеченцы, ингуши, карачаевцы и балкарцы — были
насильно депортированы в Казахстан и Среднюю Азию.
Адат и шариат были полностью исключены из формально-правового поля Северного Кавказа, но латентно продолжали
сохранятся и влиять на правосознание и функционирование местных органов государственного управления и правоохранительных органов.
В 60-70-е годы XX в.
отношение к адату и шариату на Северном Кавказе опять изменилось.
К этому времени необратимость советских преобразований на Северном Кавказе казалась очевидной.
Советская власть уже не
видела в адате опасной силы.
В 60-е годы республиканская пресса заговорила о 1Бабич И Л.
Указ.
соч.
С.11.
: Мамбетов Г.Х.
Верхнекуринскос восстание Кабарды в 1929 г.
// Тарих.
1996.
№ 2*3.
С.30-36.
107

[Back]