Проверяемый текст
Вертий, Михаил Юрьевич; Обычное право народов Северного Кавказа как феномен культуры (Диссертация 2003)
[стр. 129]

видела в адате опасной силы.
В 60-е годы республиканская пресса заговорила о необходимости отличать «полезные адаты» от «вредных».
По мысли идеологов советских реформ, нужно было поставить «полезные адаты» на службу
109 советской власти .
Переход к политике опоры на «полезные адаты» подготовил почву для движения за возрождение «адато-шариатских традиций», охватившего Северный Кавказ в 90-е годы.

В настоящий момент, на наш взгляд, мусульманские правовые институты удобно рассматривать в рамках трех измерений: социокультурном, плюральном, юрисдикционном.
Что касается социокультурного аспекта институционализации мусульманского права, то можно отметить, что устойчивость норм обычного и религиозного права, их консерватизм, связанный с долговременностью формирования, выделяет их из большинства социальных норм.
Когда в случае необходимости ссылаются на ту или иную норму обычного права, зачастую отмечают, что она должна основываться на незапамятной давности (title of prescription).
Такая давность считается доказанной, если обычай соблюдается так долго, что память живущих людей
не знает другого обычая.
Правовой обычай, как отмечалось, превращается у народов Северного Кавказа в обычное право в период «вождества», хронологически у разных народов это XVI-XVIII
вв., т.е.
период, непосредственно предшествовавший присоединению региона к Российской империи.
В основе саморегуляции и самоорганизации социокультурных систем горских народов лежали морально-этические кодексы, органичной частью которых был правовой обычай.
Определяющую роль в формировании структурообразующих подсистем
соционормативной культуры, включая обычное право, играло наездничество, точнее, утвердившийся культ наездничества.109 109 Бабич И.Л.
Правовой плюрализм на Северо-Западном Кавказе.
М., 2000.
С.
21.
129
[стр. 109]

необходимости отличать «полезные адаты» от «вредных».
Продолжая громить такие «пережитки адата», как неравноправие женщин, кровную месть и, как это ни парадоксально, шариат и народные исламские культы святых шейхов, газеты и журналы все более сочувственно отзывались о горских обычаях почитания старших, мирного урегулирования конфликтов между односельчанами, бережливого отношения к общественной собственности.
По мысли идеологов советских реформ, нужно было поставить «полезные адаты» на службу
Советской власти.
Переход к политике опоры на «полезные адаты» подготовил почву для движения за возрождение «адато-шариатских традиций», охватившего Северный Кавказ в 90-е годы.

§ 2.
Социокульту рные функции обычного права на Северном Кавказа Известный исследователь обычного права народов России * А.М.Ладыженский в своем определении обычного права акцентирует внимание именно на признаках внешней обязательности обычно-правовых норм.
Под обычным правом он «совокупность правил внешнего поведения, которые: 1) рассматриваются членами социального объединения как обязательные либо на основании непосредственно влиявших условий общественной жизни, либо на основании какого-либо авторитета; 2) исполняются членами данного общества, а если их нарушают, то против этого борются, системати• чески применяя против нарушителей репрессивные меры; 3) защищают интересы данной общественной группы, являвшейся или зачатком класса, или уже вполне сложившимся классом»1.
Следующим объективным признаком норм обычного права является то, что они в отличие от большинства социальных норм характеризуются своей 1Ладыженский А.М.
Методы этнологического изучения права// Этнографическое обозрение.
1995.
Сб.
4.
С.
« 150.
* 108

[стр.,111]

Необходимо выделить и такой признак норм обычного права, как общий характер.
Общий характер нормы права, отмечает профессор В.
С.
Нерсесянц, означает, что она является постоянно действующим правилом правовой регуляции определенного вида общественных отношений1.
Норма обычного права должна постоянно действовать во всех однородных случаях.
Консерватизм норм обычного права, их устойчивость способствует нормативной передаче из поколения в поколение опыта правовой жизни и отношений в социальной среде, культурных ценностей народа.
Консерватизм норм обычного права "предупреждает растрату добытого веками опыта общественной бессознательной нормативной мудрости",отмечал профессор Л.И.
Петражицкий.
Устойчивость норм обычного права, их консерватизм, связанный с долговременностью формирования, выделяет их из большинства социальных норм.
Когда в случае необходимости ссылаются на ту или иную норму обычного права, зачастую отмечают, что она должна основываться на незапамятной давности (title ofprescription).
Такая давность считается доказанной, если обычай соблюдается так долго, что память живущих людей
ие знает другого обычая.
Это же обстоятельство подтверждается в ряде различных фольклорных изречений типа: «чем старше, тем вернее» и т.д.
Правовой обычай, как отмечалось, превращается у народов Северного Кавказа в обычное право в период «вождества», хронологически у разных народов это XVI
-XVIH вв., т.е.
период, непосредственно предшествовавший присоединению региона к Российской Империи.
В основе саморегуляции и самоорганизации социокультурных систем горских народов лежали морально-этические кодексы, органичной частью которых был правовой обычай.
Определяющую роль в формировании структурообразующих подсистем
соционормагивной культуры, включая обычное право, играло наездничество, точнее утвердившийся культ наездничества.
1Нерсесянц В.С.
Обшая теория права и государства.
М., 1999.
С 394.
110

[Back]