По мере распространения ислама, утверждения правового дуализма социокультурные функции обычного права, регулирующие наездничество, изменились. Санкционировались набеги на неверных —грузин, казаков, русских, а целью становится не столько социализация молодежи, сколько коммерческое значение добычи. В период Кавказской войны, партизанских методов борьбы с российскими войсками наездничество вырождается в обычные разбои и утрачивает идеальные черты, закрепленные в обычном праве и культе наездничества . Важнейшей социокультурной функцией мусульманского права является нормативное регулирование внутригрупповых отношений. К ним относится регулирование потестарно-политических отношений. Показано, что наездничество в условиях доминирующего положения «культуры стыда» оказало влияние на ориентацию на мирное регулирование конфликтов внутри этнической группы и на насилие в межгрупповых взаимоотношениях, что сказалось на формах социализации горской молодежи. Обычно-правовые и религиозные механизмы регулирования хозяйственно-имущественных и брачно-семейных отношений обеспечивали воспроизводство витальных ценностей традиционного горского общества. Доминирование императивных норм над позитивными в обычном праве народов Северного Кавказа является важнейшим условием стабильности местной общины и воспроизводства достаточно закрытого по характеру этносоциума на протяжении многих веков. Другой важнейшей социокультурной функцией обычного права является выработка механизмов и процедуры урегулирования конфликтов между соседними этническими группами. По мере распространения шариата через систему договоров, ритуалов и обмена аманатами (заложниками) происходят трансформация социокультурной функции обычного права народов Северно0 Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие. М., 2002. С. 99. 130 |
Наездничество или набеговая система сформировали локальную социальную общность (локус), которая определяла идентичность горских обществ, обеспечивала их воспроизводство. Обычное право в комплексе с традиционным этикетом регламентировало весь воинский социокультурный комплекс. В период расцвета наездничества (XVII XVIII вв.) складываются обычно-правовые нормы, которые определяли формирование отряда для набега и его взаимоотношения с обществом, взаимоотношения предводителя с другими участниками набега, этикетные нормы поведения в ходе набега и др. Обычное право легитимировало захват добычи. Удачливый участник набега пользовался всеобщим уважением и почитанием. Это нашло подтверждение в пословицах, поговорках, фольклоре. «От непохищенного мяса у волка делается оскомина», «Куда многие не решаются идти, там он грабежи совершает», «Готовьтесь, друзья, в поход за хребет, чтобы неверный Гурджистан в крови потопить, чтобы царских красавиц менять на серебро», приветствие «Да умножится добыча ваша добром, отнятым у дальних народов!» идр.1 Адыгский просветитель XIX в. А.-Г. Кешев отмечал, что «пагубное убеждение, что воровство есть признак удальства и предприимчивости»2. В ходе набегов выработались жесткие нормы, регламентировавшие поведение участников набега, своеобразный воинско-рыцарский этос горцев. По мере распространения ислама, утверждения правового дуализма социокультурные функции обычного права, регулирующие наездничество изменились. Санкционировались набеги на неверных Грузия, казаки, русские, а целью становится не столько социализация молодежи, сколько коммерческое значение добычи. В период Кавказской войны, партизанских методов борьбы с российскими войсками, наездничество вырождается в обычные раз1Цит. по: Крычкнков Ю.Ю. Российская политика на Северном Кавказе (1827 1840 гт.). Пятигорск. 2002. С. 58. 1 КаламбиП (А.-Г. Кешев). Записки черкеса. Нальчик, 1987. С. 70. бои и утрачивает идеальные черты, закрепленные в обычном праве и культе наездничества. Важнейшей социокультурной функцией обычного права является нормативное регулирование внутригрупповых отношений. К ним относится регулирование потестарно-лолитических отношений. Показано, что наездничество оказало влияние, в условиях доминирующего положения «культуры стыда», на ориентацию на мирное регулирование конфликтов внутри этнической группы и на насилие в межгрупповых взаимоотношениях, что сказалось на формах социализации горской молодежи. Обычно-правовые механизмы регулирования хозяйственноимущественных и брачно-семейных отношений обеспечивали воспроизводство витальных ценностей традиционного горского общества. Доминирование императивных норм над позитивными в обычном праве народов Северного Кавказа является важнейшим условием стабильности местной общины и воспроизводства достаточно зарытого по характеру этносоциума на протяжении многих веков. Другой важнейшей социокультурной функцией обычного права в работе, является выработка механизмов и процедуры урегулирования конфликтов между соседними этническими группами. По мере распространения шариата через систему договоров, ритуалов и обмена аманатами (заложниками) происходит трансформация социокультурной функции обычного права народов Северного Кавказа, сужение сферы его применения, адаптация к системе правового дуализма и в то же время влияние на мусульманские правовые нормы. Как показано выЬге, происходит кризис накануне Кавказской войны обычного права, дуальной соционормативной и всей социокультурной системы горской цивилизации, а затем ее коренная трансформация после поражения горцев. Попытка приспособить адаты к правовой системе Российской империи оказалась неудачной. В рамках правового плюрализма устанавливается консенснусное взаимодействие, основанное на разделении сфе112 |