го Кавказа, сужение сферы его применения, адаптация к системе правового дуализма и в то же время влияние на мусульманские правовые нормы. Как показано выше, накануне Кавказской войны происходит кризис обычного права, дуальной соционормативной и всей социокультурной системы горской цивилизации, а затем ее коренная трансформация после поражения горцев. Попытка приспособить адаты к правовой системе Российской империи оказалась неудачной. В рамках правового плюрализма устанавливается консенсусное взаимодействие, основанное на разделении сферы применения между юридическими нормами и установлениями России и шариатом. Обычное право как система к началу XX в. перестала существовать, сохраняясь в этикете горских народов и трансформированных шариатских нормах. С конца XIX в. под обычным правом народов Северного Кавказа понимается синкретическое соединение норм адата и шариата в отличие от позитивного российского, а затем советского права1 . После краткого периода восстановления социокультурных функций адата и шариата в годы Гражданской войны и первые годы советской власти с конца 20-х гг. XX в. обычное право превращается в своего рода неформальную юстицию. Обычное право в этот период выступает как один из механизмов сохранения традиционной социокультурной системы народов Северного Кавказа, поддержания этнической идентичности в условиях унифицирующей советской модернизированной социокультурной системы. Второе измерение институционализации мусульманского права актуализирует конфликтогенные процессы «наложения» мусульманского права и российского законодательства в контексте концепции плюрализма. Ликвидация советской государственно-правовой системы актуализировала проблему реанимации досоветских институтов, социокультурных Бабич И.Л. Правовой плюрализм на Северо-Западном Кавказе. М., 2000. С. 21. 131 |
бои и утрачивает идеальные черты, закрепленные в обычном праве и культе наездничества. Важнейшей социокультурной функцией обычного права является нормативное регулирование внутригрупповых отношений. К ним относится регулирование потестарно-лолитических отношений. Показано, что наездничество оказало влияние, в условиях доминирующего положения «культуры стыда», на ориентацию на мирное регулирование конфликтов внутри этнической группы и на насилие в межгрупповых взаимоотношениях, что сказалось на формах социализации горской молодежи. Обычно-правовые механизмы регулирования хозяйственноимущественных и брачно-семейных отношений обеспечивали воспроизводство витальных ценностей традиционного горского общества. Доминирование императивных норм над позитивными в обычном праве народов Северного Кавказа является важнейшим условием стабильности местной общины и воспроизводства достаточно зарытого по характеру этносоциума на протяжении многих веков. Другой важнейшей социокультурной функцией обычного права в работе, является выработка механизмов и процедуры урегулирования конфликтов между соседними этническими группами. По мере распространения шариата через систему договоров, ритуалов и обмена аманатами (заложниками) происходит трансформация социокультурной функции обычного права народов Северного Кавказа, сужение сферы его применения, адаптация к системе правового дуализма и в то же время влияние на мусульманские правовые нормы. Как показано выЬге, происходит кризис накануне Кавказской войны обычного права, дуальной соционормативной и всей социокультурной системы горской цивилизации, а затем ее коренная трансформация после поражения горцев. Попытка приспособить адаты к правовой системе Российской империи оказалась неудачной. В рамках правового плюрализма устанавливается консенснусное взаимодействие, основанное на разделении сфе112 ры применения между юридическими нормами и установлениями России и шариатом. Обычное право как система к началу XX в. перестала существовать, сохраняясь в этикете горских народов и трансформированных шариатских нормах. С конца XIX в. под обычным правом народов Северного Кавказа понимается синкретическое соединение норм адата и шариата в отличие от позитивного российского, а затем советского права. После краткого периода восстановления социокультурных функций адата и шариата в годы Гражданской войны и первые годы советской власти с конца 20-х гг. XX в. обычное право превращается в своего рода неформальную юстицию. Обычное право в этот период выступает как один из механизмов сохранения традиционной социокультурной системы народов Северного Кавказа, поддержания этнической идентичности в условиях унифицирующей советской модернизированной социокультурной системы. Ликвидация советской государственно-правовой системы актуализировала проблему реанимации досоветских институтов, социокультурных ценностей, включая адат и шариат. Пытаясь остановить глобальный рост преступности, в т.ч. в архаичных формах, укрепить пошатнувшуюся пирамиду власти на местах, многие республиканские и федеральные политики попытались реанимировать дореволюционные институты сельской общины, суды по адату и шариату. Этой цели служат республиканские законопроекты «О сельской общине», «О местном самоуправлении» и «О третейских судах», разработанные в 1995-1996 гг. в Дагестане и в других субъектах Российской Федерации на Северном Кавказе. Серьезные изменения претерпел правовой дискурс, в котором рассматриваются обычное и мусульманское право. Ключевыми понятиями правовых преобразований в регионе вместо отвергнутых классовых марксистских принципов стали «горские традиции», «исламское возрождение» и «шариат». Для постсоветских политиков разных ориентации правилом «хорошего тона» стало афишировать свою приверженность горским традициям, бороться за исламское возрождение Северного Кавказа на основе законов шариата. В от113 |