Проверяемый текст
Вертий, Михаил Юрьевич; Обычное право народов Северного Кавказа как феномен культуры (Диссертация 2003)
[стр. 134]

(мухтасибун), которое будет карать виновных в продаже и употреблении алкоголя, табака и наркотиков116.
Несмотря на принципиальные расхождения с «ваххабитами»,
схожей позиции придерживаются и «традиционалисты» —умеренно настроенные имамы, официально признанные федеральными и дагестанскими властями.
В практике ярко отражается двойственность отношения к шариату современной мусульманской элиты Дагестана и Северного Кавказа.
С одной стороны, шариатское правосудие представляется несравненно более действенным, чем светские государственные суды.
С другой —почти на уровне подсознания сказывается влияние норм жизни в светском обществе —казнь и телесные наказания по мусульманскому праву
воспринимаются как нечто дикое и несуразное для конца XX столетия.
В российском общественном мнении шариат вызывает не только надежду, но и страх.
Интересно отметить, что как страх перед шариатскими
су4 дами, так и надежда на их введение основаны на одном и том же мифе о шариате.
И его сторонники, и его противники обычно сводят шариат к некоторым элементарным нормам мусульманского уголовного права.

Огромное поле религиозных и правовых норм, на котором в действительности строится мусульманское право (ал-фикх), остается за рамками дискуссии.
Ведь шариат включает в себя также брачно-семейное, торговое, международное и прочие отрасли права.
В целом это чрезвычайно гибкая правовая система, способная
f 17 приспосабливаться к самым различным типам общественного устройства .
Во-первых, большинство участников дискуссии имеют смутное представление о специфике бытования мусульманского права на средневековом и дореволюционном Северном Кавказе.
Они не отмечают и не замечают существенных различий между шафиитской правовой школой, традиционно
гос-*1 116 Ислам и политика на Северном Кавказе // Северокавказское обозрение ЦСРИ и ИППК при РГУ.
Ростов н/Д, 2001.
Вып.
1.
117 Добаев И.П.
Исламский радикализм.
Ростов н/Д, 2003.
С.
156.
134
[стр. 120]

'1 интеграции с зарубежным исламским миром.
Только шариат способен спра7 виться с ростом преступности и социальной нестабильности в таких «горя7 чих точках» постсоветской России, как Северный Кавказ.
Такие надежды характерны в целом для постсоветских мусульман.
Крайнюю позицию в вопросе о шариате занимают сторонники радикально-реформаторского движения в исламе — северокавказские «ваххабиты», — выступающие за «очищение» постсоветского мусульманского общества от «не дозволенных исламом новшеств» (бида') и за возвращение к пра.
7 вовым нормам времен праведных первых мусульман (ал-аслаф, араб.
мн.
от ас-салаф).
По их мнению, необходимо превратить Северный Кавказ в исламское государство с шариатскими судами и полицией нравов (мухтасибун), 7 которая будет карать виновных в продаже и употреблении алкоголя, табака и наркотиков.
Только подобные радикальные меры могут очистить северокавказское общество от преступников и многобожников (мушрикун) и вернуть его в «золотой век» чистого ислама времен пророка Мухаммеда и «праведных» халифов.
Так считал, например, крупнейший идеолог «ваххабитов» на * Северном Кавказе Багаутдин Кебедов (или Багаутдин Мухаммад)1.
■I 7 Несмотря на принципиальные расхождения с «ваххабитами», сходной • ; позиции придерживаются и «традиционалисты» — умеренно настроенные : имамы, официально признанныефедеральными идагестанскимивластями.
77 Наиболее отчетливо и ярко ихточку зренияпо этому вопросувыразил бывший председатель ДУМД, дагестанский муфтий С.-М.Абубакаров.
Незадолго до своей гибели в августе 1998г.
он говорил в интервью корреспонденту «Из* вестий»: «Помните, смертная казнь но решению шариатского суда в Чечне? (Речь идет о показанном в апреле 1997 г.
по российскому телевидению расстреле > .
7 подозреваемых в похищении заложников двух человек по приговору одного из шариатских судов в г.
Грозном).
Сколько шуму, повторов, душераздирающее что-то было! Даже те, кто был согласен с таким решением, и тот за7.7* ' Н.Г.-Религия.
24.11.1999.
119

[стр.,121]

думывался, все внутри переворачивалось.
Но задуматься надо над другим.
Что делать с теми, кто ворует людей, торгует ими как живым товаром, а иногда убивает и уже трупами торгует? Я рассматриваю шариатский суд — это средство профилактики других убийств, а не жестокость.
Сегодня преступник знает, что за него договорятся, решат как-то, нет неотвратимости наказания.
По шариату ответственность полная — разве это не хорошая профилактическая мера?»1.
В этом высказывании ярко отразилась двойственность отношения к шариату современной мусульманской элиты Дагестана и Северного Кавказа.
С одной стороны, шариатское правосудие представляется несравненно более действенным, чем светские государственные суды.
С другой — почти на уровне подсознания сказывается влияние норм жизни в светском обществе — казнь и телесные наказания по мусульманскому праву
(худуд, раджм) воспринимаются как нечто дикое и несуразное для конца XX столетия («душераздирающее», «все внутри переворачивалось»).
Как ни странно, чисто светская публика, имеющая смутное представление о шариате, подобно «ваххабитам», гораздо категоричнее высказывается в поддержку введения шариатских судов.
Отношение к шариату московской интеллигенции передает интервью А.Иванова, корреспондента одной из московских газет, с членом чеченской «шариатской гвардии» вскоре после трансляции по российскому телевидению публичных казней в Чечне.
Репортаж под названием «Я искореняю зло» рассказывает о палаче из «шариатской гвардии», приехавшем в Москву выполнить приговор шариатского суда.
Но у журналиста представитель этой презираемой всеми профессии вызывает нескрываемую'симпатию.
Он рисует перед читателями образ сурового, фанатичного, но чистого и по-своему справедливого человека, свято следующего «горским традициям» чеченцев.
Остановить карающий меч шариатского правосудия не может ни разложившаяся российская армия, ни одряхлевший постсоветский закон.
Общий настрой интервью напоминает проци1Известия.
25.08.1998.
120

[стр.,123]

Время от времени центральные средства массовой информации тиражируют среди обывателей «шариатские страшилки», муссируя представление о шариатском суде как о сборище невежественных бородатых изуверов, стремящихся перерезать всех «неверных», фактические провоцируя исламои кавказофобию.
По справедливому замечанию Р.Г.Абдулатипова, «на фоне войны в Дагестане и ухудшающейся обстановки на Северном Кавказе в целом в России укрепляется стереотипное представление о любом мусульманине как об исламском экстремисте»'.
Под влиянием многолетней антимусульманской пропаганды советского времени все связанное с исламом пугает российского обывателя.
Исламофобией сегодня заражены широкие слои российского общества, в первую очередь жители Центральной России.
Интересно отметить, что как страх перед шариатскими
судами, так и надежда на их введение основаны на одном и том же мифе о шариате, Основные его черты таковы.
Во-первых, это предельно узкое понимание шариата как такового.
И его сторонники, и его противники обычно сводят шариат к некоторым элементарным нормам мусульманского уголовного права
(худуд).
Огромное поле религиозных и правовых норм, на котором в действительности строится мусульманское право (ал-фикх), остается за рамками дискуссии.
Ведь шариат включает в себя также брачно-семейное, торговое, международное и прочие отрасли права.
В целом это чрезвычайно гибкая правовая система, способная
приспосабливаться к самым различным типам общественного устройства.
Большинство участников дискуссии имеют смутное представление о специфике бытования‘мусульманского
права на средневековом и дореволюционном Северном Кавказе.
Они не отмечают и не замечают существенных различий между шафиитской правовой школой, традиционно
господствующей в Дагестане, Чечне и Ингушетии, и ханафитским мазхабом, издавна преобладающим на остальной территории Северного Кавказа и в других му-1 1Цит.
по: Бобровников В О.
Указ.
соч.
271.
122

[Back]