подствующей в Дагестане, Чечне и Ингушетии, и ханафитским мазхабом, издавна преобладающим на остальной территории Северного Кавказа и в дру118 гих мусульманских регионах России . * Во-вторых, миф о шариате исходит из распространенного в научной и околонаучной среде превратного представления о «традиционности» современного горского общества. В частности, сторонник шариата А. Фадин доказывает, что современный закон может победить в таких условиях, только пройдя через своего рода правовую революцию, а «публичные казни по приговору шариатского суда, похоже, как раз есть начало неизбежно кровавого огосударствления Чечни»1 . Существует и прямо противоположная, также априорная точка зрения, согласно которой, в ходе советских преобразований традиционные институты горского общества погибли и были замещены аналогичными советскими структурами. Многие противники шариата уверены, что после распада Советского Союза на Северном Кавказе образовался вакуум власти, быстро заполняющийся криминальными структурами. В борьбе за власть последние пытаются опереться на шариат и прочие «чисто средневековые жестокости». Цель «шариатистов» —подчинить себе российское общество, запугав и терроризировав его118119120. В данном случае шариат понимается как «правовой беспредел по-чеченски», ассоциирующийся с публичными порками, забиванием камнями, грудами отрубленных рук. Третья основа постсоветского мифа о шариате заключается в представлении об извечном противостоянии ислама российскому владычеству на Кавказе и в других мусульманских регионах Востока. Недаром крайние сто118 Сюкияйнен Л.Р. Шариат в правовом пространстве России // НГ-Религия. 1997. 27 февраля. 119Фадин А. Исламский порядок // Независимая газета. 1998. 29 января. 190 “ Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие. М., 2002. С. 99. 135 |
сульманских регионах России. Похоже, именно такое незнание подтолкнуло правительство 3.Яндарбиева ввести в 1996 г. на территории Чеченской Республики Уголовный кодекс, полностью скопированный с суданского 19921993 гг. и основанный на маликитской правовой традиции. К тому же участники спора о шариате не учитывают искажения исламской правовой доктрины, случающиеся в практике постсоветских шариатских судов. Иную точку зрения отстаивает ведущий отечественный специалист по исламскому праву Л.Р. Сюкияйнен, который полагает, что хотя на Кавказе «правовое развитие... в перспективе вообще вряд ли возможно без обращения к основам шариата», но на сегодняшний день нельзя говорить об использовании в судебной практике региона адекватных шариату правовых норм11. Во-вторых, миф о шариате исходит из распространенного в научной и околонаучной среде превратного представления о «традиционности» современного горского общества. В утрированной, но зато обнаженной форме оно присутствует в рассуждениях московских журналистов. В частности, сторонник шариата А.Фадин в статье «„Исламский порядок" против анархии» пишет: «Чеченское общество в значительной степени еще догосударственное, традиционное, оно живет по обычному, а не писаному праву». По его мнению, современный закон может победить в таких условиях, только пройдя через своего рода правовую революцию, а «публичные казни по приговору шариатского суда, похоже, как раз есть начало неизбежно кровавого огосударствления Чечни»2. Существует и прямо противоположная, также априорная точка зрения, что в ходе советских преобразований традиционные институты горского общества погибли и были замешены аналогичными советскими структурами. Многие противники шариата уверены, что после распада Советского Союза на Северном Кавказе образовался вакуум власти, быстро заполняющийся криминальными структурами. В борьбе за власть последние пытаются опе'НГРелигия. 27.02.1997. 1 Обшая газета. № 18. 24.09.1997. 123 реться на шариат и прочие «чисто средневековые жестокости». Цель «шариатистов» — подчинить себе российское общество, запугав и терроризировав его1. В данном случае шариат понимается как «правовой беспредел почеченски», ассоциирующийся с публичными порками, побиванием камнями, грудами отрубленных рук. Третья основа постсоветского мифа о шариате заключается в представлении об извечном противостоянии ислама российскому владычеству на Кавказе и в других мусульманских регионах Востока. Недаром крайние сторонники шариата из числа северокавказских «ваххабитов» видят в исламе силу, способную развалить Российскую Федерацию, лишив Москву ее «имперских колониальных амбиций». Так, Багаутдин Кебедов как-то заявил, что «Дагестан может остаться в составе России, только если она станет мусульманским государством»2, отождествляя исламизацию России с ее распадом. Сегодня восприятие ислама как антироссийской силы стало основой идеологии национальных антироссийских движений на Северном Кавказе, в первую очередь в Чеченской Республике. Чтобы представить эту идеологию, достаточно обратиться к любому из бесчисленных проектов освобождения мусульман Северного Кавказа от власти России путем создания на основе шариата исламского государства. На эту тему есть множество публикаций, появившихся в северокавказских средствах массовой информации в 90-е годы. Возьмем для примера проект чеченского исламского государства, разработанный А.Х.Дудаевым, ранее заведовавшим кафедрой исламской философии Чеченского государственного университета в г. Грозном периода диктатуры А. Масхадова. В шариате автор видит основу будущей чеченской демократии,'которая представляется ему в форме «конституционной теократии» (т.е. исламской республики). Последняя «является единственной альтернативой западному и российскому политически и идеологически проституированному,... а потому 1Известия. 14.08.1999. ! Независимая газета. 29.01.1998. 124 |